Основания роспуска государственной думы
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания роспуска государственной думы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые итоги - 2020
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)Но особенно сильно от поправки пострадал принцип разделения властей, ибо роль Президента в государственном механизме стала еще более непропорционально значительной. Он (и только он) получил право косвенного вето на федеральные конституционные законы и законы субъектов Федерации, повторного косвенного вето на обычные федеральные законы, четвертое основание роспуска Государственной Думы, полномочия осуществлять общее руководство Правительством РФ, инициировать досрочное прекращение полномочий судей, назначать и освобождать от должности практически всю вертикаль прокуроров и т.д.
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)Но особенно сильно от поправки пострадал принцип разделения властей, ибо роль Президента в государственном механизме стала еще более непропорционально значительной. Он (и только он) получил право косвенного вето на федеральные конституционные законы и законы субъектов Федерации, повторного косвенного вето на обычные федеральные законы, четвертое основание роспуска Государственной Думы, полномочия осуществлять общее руководство Правительством РФ, инициировать досрочное прекращение полномочий судей, назначать и освобождать от должности практически всю вертикаль прокуроров и т.д.
Статья: Конституционно-правовые проблемы реализации процедуры назначения Председателя Правительства Российской Федерации
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Еще одной важной проблемой, касающейся выбора кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ и связанной с другими этапами формирования Правительства РФ, является возможность использования Президентом РФ процедуры назначения кандидатуры для роспуска Государственной Думы. В случае представления Президентом РФ в первый раз Государственной Думе заведомо "слабой" кандидатуры, которую с высокой долей вероятности депутаты отклонят, или во второй раз, после отклонения Государственной Думой предложенной в первый раз кандидатуры, глава государства вправе представить "слабую" кандидатуру и в третий раз. В этом случае по результатам ее отклонения и в третий раз у Президента РФ возникает право распустить Государственную Думу. Согласимся с тем, что данное обстоятельство создает дополнительные, достаточно формальные основания для роспуска Государственной Думы <6>. Несогласие Государственной Думы с кандидатурой (кандидатурами), предложенной (предложенными) Президентом РФ, подчеркивает независимость правительства от парламента, и в некоторых научных источниках даже называется "президентским правительством" <7>. После роспуска Государственной Думы Президент РФ вправе назначить не только отклоненную три раза кандидатуру, но и такую, которая ранее не представлялась на утверждение Государственной Думе. Впоследствии, после назначения, согласно п. "а" ст. 83 Конституции РФ, глава государства имеет право единолично освободить от должности "слабого" Председателя Правительства РФ. При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, которые проводятся через три месяца со дня роспуска Государственной Думы <8>. Срок назначения Председателя Правительства РФ без участия Государственной Думы не конституционализирован, но исходя из принципа непрерывности деятельности правительства Президенту РФ необходимо как можно скорее произвести данное назначение. Полагаем, что разумным сроком назначения главы правительства в данном случае является неделя и его следует закрепить в Конституции РФ. Президент РФ вправе не распускать Государственную Думу после трехкратного отклонения кандидатур главы правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ) и сохранить вновь сформированное правительство, но в будущем возрастут политические риски противостояния парламента и правительства. Предлагаемым некоторыми учеными сдерживающим фактором реализации полномочия Президента РФ по роспуску Государственной Думы в вышеописанном случае может явиться назначение Советом Федерации новых выборов главы государства <9>.
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Еще одной важной проблемой, касающейся выбора кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ и связанной с другими этапами формирования Правительства РФ, является возможность использования Президентом РФ процедуры назначения кандидатуры для роспуска Государственной Думы. В случае представления Президентом РФ в первый раз Государственной Думе заведомо "слабой" кандидатуры, которую с высокой долей вероятности депутаты отклонят, или во второй раз, после отклонения Государственной Думой предложенной в первый раз кандидатуры, глава государства вправе представить "слабую" кандидатуру и в третий раз. В этом случае по результатам ее отклонения и в третий раз у Президента РФ возникает право распустить Государственную Думу. Согласимся с тем, что данное обстоятельство создает дополнительные, достаточно формальные основания для роспуска Государственной Думы <6>. Несогласие Государственной Думы с кандидатурой (кандидатурами), предложенной (предложенными) Президентом РФ, подчеркивает независимость правительства от парламента, и в некоторых научных источниках даже называется "президентским правительством" <7>. После роспуска Государственной Думы Президент РФ вправе назначить не только отклоненную три раза кандидатуру, но и такую, которая ранее не представлялась на утверждение Государственной Думе. Впоследствии, после назначения, согласно п. "а" ст. 83 Конституции РФ, глава государства имеет право единолично освободить от должности "слабого" Председателя Правительства РФ. При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, которые проводятся через три месяца со дня роспуска Государственной Думы <8>. Срок назначения Председателя Правительства РФ без участия Государственной Думы не конституционализирован, но исходя из принципа непрерывности деятельности правительства Президенту РФ необходимо как можно скорее произвести данное назначение. Полагаем, что разумным сроком назначения главы правительства в данном случае является неделя и его следует закрепить в Конституции РФ. Президент РФ вправе не распускать Государственную Думу после трехкратного отклонения кандидатур главы правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ) и сохранить вновь сформированное правительство, но в будущем возрастут политические риски противостояния парламента и правительства. Предлагаемым некоторыми учеными сдерживающим фактором реализации полномочия Президента РФ по роспуску Государственной Думы в вышеописанном случае может явиться назначение Советом Федерации новых выборов главы государства <9>.