Основания увольнения муниципального служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания увольнения муниципального служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2025 N 88-15466/2025 (УИД 29RS0025-01-2025-000021-70)
Категория спора: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: 1) О признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности; 2) Об обязании расторгнуть трудовой договор.
Обстоятельства: Недобросовестность ответчика, который в установленном порядке не издал приказ об увольнении за утрату доверия, достоверно зная о совершении муниципальным служащим нарушений антикоррупционного законодательства, представлении неполных и недостоверных сведений о доходах и другом, не может свидетельствовать об отсутствии оснований для увольнения по иску прокурора.
Решение: 1) - 2) Удовлетворено.При этом увольнение муниципального служащего на основании части 3 пункта 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации не устраняет противоправность его действий, связанных с непредоставлением сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2022 год, и не является препятствием для привлечения к ответственности в виде увольнения за утрату доверия в период повторного поступления на муниципальную службу.
Категория спора: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: 1) О признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности; 2) Об обязании расторгнуть трудовой договор.
Обстоятельства: Недобросовестность ответчика, который в установленном порядке не издал приказ об увольнении за утрату доверия, достоверно зная о совершении муниципальным служащим нарушений антикоррупционного законодательства, представлении неполных и недостоверных сведений о доходах и другом, не может свидетельствовать об отсутствии оснований для увольнения по иску прокурора.
Решение: 1) - 2) Удовлетворено.При этом увольнение муниципального служащего на основании части 3 пункта 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации не устраняет противоправность его действий, связанных с непредоставлением сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2022 год, и не является препятствием для привлечения к ответственности в виде увольнения за утрату доверия в период повторного поступления на муниципальную службу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Увольнение работников, совершивших коррупционные правонарушения: сравнительно-правовой анализ оснований и механизма расторжения трудовых договоров
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Одновременно считаем необходимым отметить очевидную целесообразность придания структурности и внутренней систематизации норм Федерального закона "О противодействии коррупции", регулирующих основания увольнения со службы государственных (муниципальных) служащих, представленных в пяти его разных статьях (как указано выше).
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Одновременно считаем необходимым отметить очевидную целесообразность придания структурности и внутренней систематизации норм Федерального закона "О противодействии коррупции", регулирующих основания увольнения со службы государственных (муниципальных) служащих, представленных в пяти его разных статьях (как указано выше).
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)От Закона о муниципальной службе можно было бы ожидать более взвешенного подхода в решении данного вопроса, учитывая, что он в полной мере распространяет в отношении муниципального служащего действие Трудового кодекса РФ. Однако те дополнительные основания прекращения трудового договора, которые он закрепляет в ст. 19, прямо отнесены к увольнениям по инициативе работодателя. Согласно данной норме к ним относится: достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 этого Закона; применение административного наказания в виде дисквалификации; приобретение муниципальным служащим статуса иностранного агента.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)От Закона о муниципальной службе можно было бы ожидать более взвешенного подхода в решении данного вопроса, учитывая, что он в полной мере распространяет в отношении муниципального служащего действие Трудового кодекса РФ. Однако те дополнительные основания прекращения трудового договора, которые он закрепляет в ст. 19, прямо отнесены к увольнениям по инициативе работодателя. Согласно данной норме к ним относится: достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 этого Закона; применение административного наказания в виде дисквалификации; приобретение муниципальным служащим статуса иностранного агента.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 19. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 19. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора
(ред. от 29.09.2025)Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования муниципальной службы в контексте интеграции новых субъектов Российской Федерации
(Годованик Е.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Данное отличие состоит в том, что выборные муниципальные должности (главным образом муниципальный депутат, глава представительного органа, избираемый глава местной администрации) имеют своим непосредственным источником прямое народовластие, осуществляемое либо непосредственно, либо через представительный орган муниципального образования, который всегда является исключительно избираемым населением. Наличие народного мандата, в свою очередь, означает возможность отзыва с выборной должности населением или представительным органом в связи с утратой доверия без каких-либо дополнительных оснований или объяснения причин, что является обязательным для увольнения муниципальных служащих, которые находятся в трудовых отношениях со своим нанимателем (муниципальным образованием), которые могут прекращаться только по основаниям и в процедурном порядке, четко предусмотренными действующим законодательством.
(Годованик Е.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Данное отличие состоит в том, что выборные муниципальные должности (главным образом муниципальный депутат, глава представительного органа, избираемый глава местной администрации) имеют своим непосредственным источником прямое народовластие, осуществляемое либо непосредственно, либо через представительный орган муниципального образования, который всегда является исключительно избираемым населением. Наличие народного мандата, в свою очередь, означает возможность отзыва с выборной должности населением или представительным органом в связи с утратой доверия без каких-либо дополнительных оснований или объяснения причин, что является обязательным для увольнения муниципальных служащих, которые находятся в трудовых отношениях со своим нанимателем (муниципальным образованием), которые могут прекращаться только по основаниям и в процедурном порядке, четко предусмотренными действующим законодательством.
Последние изменения: Увольнение с муниципальной службы
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнен перечень оснований для расторжения трудового договора с муниципальными служащими.
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнен перечень оснований для расторжения трудового договора с муниципальными служащими.