Основные элементы налога
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные элементы налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 55 Конституции РФ"По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов. Так, законодатель самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Таможенная пошлина: коллизия норм права
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)2. Налоговый статус таможенной пошлины:
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)2. Налоговый статус таможенной пошлины:
Статья: Налоговые рулинги по законодательству Индии
(Надточий М.Д.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Основные элементы системы налоговых рулингов
(Надточий М.Д.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Основные элементы системы налоговых рулингов
Статья: Социально-правовые основы закята как предпосылка формирования фискальной политики арабских стран
(Погодина И.В., Байсеркешова Ж.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)В эпоху раннего ислама принцип платить закят в пользу нуждающихся имел скорее добровольный характер, потому как еще не были четко установлены и систематизированы, как мы бы сейчас назвали, "основные элементы налога". Они оставались на усмотрение людей, которые сами определяли, как и в каком количестве раздавать закят.
(Погодина И.В., Байсеркешова Ж.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)В эпоху раннего ислама принцип платить закят в пользу нуждающихся имел скорее добровольный характер, потому как еще не были четко установлены и систематизированы, как мы бы сейчас назвали, "основные элементы налога". Они оставались на усмотрение людей, которые сами определяли, как и в каком количестве раздавать закят.
Статья: Проблема обособления финансовых активов при определении налоговых обязательств
(Болотова О.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Основным элементом налога при его установлении является объект налогообложения (ст. 17 НК РФ), т.е. юридический факт, который в соответствии с налоговым законом обуславливает обязанность по уплате налога <2>. Согласно п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ <3> (далее - НК РФ) объект налогообложения - это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. При этом под имуществом в Налоговом кодексе РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ <4> (далее - ГК РФ). Не признаются имуществом имущественные права, за исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг (п. 2 ст. 38 НК РФ). Таким образом, с точки зрения дефиниции объекта налогообложения имущественные права либо не могут порождать налоговые обязательства, либо относятся к иным обстоятельствам, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
(Болотова О.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Основным элементом налога при его установлении является объект налогообложения (ст. 17 НК РФ), т.е. юридический факт, который в соответствии с налоговым законом обуславливает обязанность по уплате налога <2>. Согласно п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ <3> (далее - НК РФ) объект налогообложения - это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. При этом под имуществом в Налоговом кодексе РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ <4> (далее - ГК РФ). Не признаются имуществом имущественные права, за исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг (п. 2 ст. 38 НК РФ). Таким образом, с точки зрения дефиниции объекта налогообложения имущественные права либо не могут порождать налоговые обязательства, либо относятся к иным обстоятельствам, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Статья: О развитии семейного налогообложения в Российской Федерации
(Зверева Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)При использовании семейного налогообложения следует конкретизировать основные элементы налога:
(Зверева Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)При использовании семейного налогообложения следует конкретизировать основные элементы налога:
Статья: Особенности применения налога на сверхприбыль для крупных компаний в Российской Федерации
(Зверева Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Полагаю, если в долгосрочной перспективе целью налоговой политики Российской Федерации является развитие отрасли, то облагать ее налогом на сверхприбыль не стоит. Анализ фискальной нагрузки нефтегазового сектора показывает, что в этом секторе взимаются такие налоги, как НДПИ, налог на прибыль, налог на дополнительный доход, акцизы, таможенные платежи. Кроме того, на ближайшие (2023 - 2025) годы запланированы увеличение ставки экспортной пошлины и акциза на природный газ, для экспортеров сжиженного природного газа - применение повышенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций. Если же налог на сверхприбыль рассматривать как чрезвычайный налог, то приоритет фискальной функции налога над регулирующей делает оправданным введение налога. При установлении "налогов чрезвычайного характера" можно не устанавливать все обязательные элементы налогообложения, поэтому налог на сверхприбыль не содержит такого основного элемента налога, как налоговый период, и вместо периодичности уплаты предусматривает не присущую налогу однократность взимания.
(Зверева Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Полагаю, если в долгосрочной перспективе целью налоговой политики Российской Федерации является развитие отрасли, то облагать ее налогом на сверхприбыль не стоит. Анализ фискальной нагрузки нефтегазового сектора показывает, что в этом секторе взимаются такие налоги, как НДПИ, налог на прибыль, налог на дополнительный доход, акцизы, таможенные платежи. Кроме того, на ближайшие (2023 - 2025) годы запланированы увеличение ставки экспортной пошлины и акциза на природный газ, для экспортеров сжиженного природного газа - применение повышенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций. Если же налог на сверхприбыль рассматривать как чрезвычайный налог, то приоритет фискальной функции налога над регулирующей делает оправданным введение налога. При установлении "налогов чрезвычайного характера" можно не устанавливать все обязательные элементы налогообложения, поэтому налог на сверхприбыль не содержит такого основного элемента налога, как налоговый период, и вместо периодичности уплаты предусматривает не присущую налогу однократность взимания.
Интервью: Корпоративные и смежные риски при организации бизнеса в ОАЭ, Гонконге, Сингапуре: на что нужно обратить внимание
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 2)В прошлом номере ("ЭЖ-Бухгалтер", N 1, 2023) спикер рассказала о налоговых рисках при организации международного бизнеса с офшорными элементами. Были рассмотрены следующие вопросы: какие основные налоговые риски возникают при заходе в международные структуры; какие существуют способы их смягчения; какие могут быть альтернативные стратегии в части декларирования КИК? В этом номере мы поговорим о корпоративных рисках и преимуществах при международном структурировании бизнеса.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 2)В прошлом номере ("ЭЖ-Бухгалтер", N 1, 2023) спикер рассказала о налоговых рисках при организации международного бизнеса с офшорными элементами. Были рассмотрены следующие вопросы: какие основные налоговые риски возникают при заходе в международные структуры; какие существуют способы их смягчения; какие могут быть альтернативные стратегии в части декларирования КИК? В этом номере мы поговорим о корпоративных рисках и преимуществах при международном структурировании бизнеса.
Статья: О практике налогообложения недвижимого имущества организаций исходя из кадастровой стоимости
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2024, N 11)Другие проблемы, "например связанные с отграничением и самостоятельным налогообложением помещений и зданий, в которых они находятся, требуют своего разрешения на уровне закона, поскольку речь идет о формировании основного элемента налога (объекта налогообложения) и преодолеть подобного рода проблемы только на основании толкования действующих положений затруднительно" <26>.
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2024, N 11)Другие проблемы, "например связанные с отграничением и самостоятельным налогообложением помещений и зданий, в которых они находятся, требуют своего разрешения на уровне закона, поскольку речь идет о формировании основного элемента налога (объекта налогообложения) и преодолеть подобного рода проблемы только на основании толкования действующих положений затруднительно" <26>.
Статья: Информация о налогах в нефинансовой отчетности корпораций
(Сапожникова Н.Г., Сердюк В.Н., Ткачева М.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Раскрытие информации также связано с требованиями отчетности Стандарта "GRI 415: Государственная политика 2016". Если корпорация определила государственную политику в отношении в качестве существенной темы и раскрыла в отчетности информацию на основе Стандарта "GRI 415: Государственная политика 2016", можно ограничиться ссылкой на сформированные сведения. В отчетности также целесообразно раскрыть порядок взаимодействия с заинтересованными сторонами в части их участия в принятии решений при разработке налоговой стратегии. Примеры, иллюстрирующие обратную связь с заинтересованными сторонами по вопросам налоговой политики и практики, также раскрываются в отчетности.
(Сапожникова Н.Г., Сердюк В.Н., Ткачева М.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Раскрытие информации также связано с требованиями отчетности Стандарта "GRI 415: Государственная политика 2016". Если корпорация определила государственную политику в отношении в качестве существенной темы и раскрыла в отчетности информацию на основе Стандарта "GRI 415: Государственная политика 2016", можно ограничиться ссылкой на сформированные сведения. В отчетности также целесообразно раскрыть порядок взаимодействия с заинтересованными сторонами в части их участия в принятии решений при разработке налоговой стратегии. Примеры, иллюстрирующие обратную связь с заинтересованными сторонами по вопросам налоговой политики и практики, также раскрываются в отчетности.
Статья: Правовое определение предпринимательской деятельности для целей налогообложения: постановка проблемы
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Государство обладает достаточно большой свободой законодательного усмотрения при установлении конкретных налогов и определении параметров основных элементов налога, в том числе состава налогоплательщиков и объектов налогообложения, стоимостных и (или) количественных показателей, необходимых для определения налоговой базы, порядка исчисления налога, а также оснований и порядка освобождения от налогообложения <2>. Однако необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику <3>.
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Государство обладает достаточно большой свободой законодательного усмотрения при установлении конкретных налогов и определении параметров основных элементов налога, в том числе состава налогоплательщиков и объектов налогообложения, стоимостных и (или) количественных показателей, необходимых для определения налоговой базы, порядка исчисления налога, а также оснований и порядка освобождения от налогообложения <2>. Однако необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику <3>.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)При этом в ряде публикаций приводятся отличающиеся от отечественного нормативного регулирования перечни обязательных элементов налога. Например, П. Кирххоф считает, что с точки зрения государственного права законодательству надлежит определить четыре основных элемента налоговой системы: субъект обложения, объект обложения, расчетный базис и налоговую ставку <1>. По мнению советского исследователя С.Д. Цыпкина, по каждому налогу законодательство предусматривает круг лиц, обязанных его уплачивать (круг субъектов налоговых правоотношений), определяет фактические условия, обстоятельства, порождающие обязанность уплаты (объект обложения), устанавливает единицу обложения, ставки, льготы и сроки уплаты, ответственность за невыполнение предусмотренных обязанностей <2>. К.С. Бельский пришел к выводу, что расчленение налога на элементы (субъект налога, объект обложения, размер налога и т.д.) представляет собой один из приемов познания, который называется анализом <3>. Также необходимо отметить, что в п. 1 ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" состав элементов налога определялся не так, как это сейчас сделано в НК РФ (в том числе налоговая база в их числе прямо не указывалась).
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)При этом в ряде публикаций приводятся отличающиеся от отечественного нормативного регулирования перечни обязательных элементов налога. Например, П. Кирххоф считает, что с точки зрения государственного права законодательству надлежит определить четыре основных элемента налоговой системы: субъект обложения, объект обложения, расчетный базис и налоговую ставку <1>. По мнению советского исследователя С.Д. Цыпкина, по каждому налогу законодательство предусматривает круг лиц, обязанных его уплачивать (круг субъектов налоговых правоотношений), определяет фактические условия, обстоятельства, порождающие обязанность уплаты (объект обложения), устанавливает единицу обложения, ставки, льготы и сроки уплаты, ответственность за невыполнение предусмотренных обязанностей <2>. К.С. Бельский пришел к выводу, что расчленение налога на элементы (субъект налога, объект обложения, размер налога и т.д.) представляет собой один из приемов познания, который называется анализом <3>. Также необходимо отметить, что в п. 1 ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" состав элементов налога определялся не так, как это сейчас сделано в НК РФ (в том числе налоговая база в их числе прямо не указывалась).
Статья: К вопросу о совершенствовании налоговой политики государства в нефтяной отрасли в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Горбунова Е.Н.)
("Юрист", 2021, N 2)В статье автором проанализирована ситуация в нефтяной отрасли в условиях низких цен на нефть и пандемии COVID-19. Выявлены последствия распространения пандемии COVID-19 на нефтяную отрасль. Автором разработан законопроект налога на финансовый результат при добыче нефти как один из путей преодоления последствий низких цен на нефть и пандемии COVID-19. Подробно рассмотрены все основные элементы налога на финансовый результат. Автором предлагаются пути совершенствования налоговой политики государства в условиях распространения новой коронавирусной инфекции путем внесения законопроекта в виде отдельной главы Налогового кодекса РФ "Система налогообложения в виде налога на финансовый результат при добыче нефти".
(Горбунова Е.Н.)
("Юрист", 2021, N 2)В статье автором проанализирована ситуация в нефтяной отрасли в условиях низких цен на нефть и пандемии COVID-19. Выявлены последствия распространения пандемии COVID-19 на нефтяную отрасль. Автором разработан законопроект налога на финансовый результат при добыче нефти как один из путей преодоления последствий низких цен на нефть и пандемии COVID-19. Подробно рассмотрены все основные элементы налога на финансовый результат. Автором предлагаются пути совершенствования налоговой политики государства в условиях распространения новой коронавирусной инфекции путем внесения законопроекта в виде отдельной главы Налогового кодекса РФ "Система налогообложения в виде налога на финансовый результат при добыче нефти".