Основные налоговые изменения 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные налоговые изменения 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 614 ГК РФАрендную ставку нельзя изменить только из-за того, что у одной из сторон изменились условия налогообложения (например, она перешла на УСН и утратила статус плательщика НДС) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гармонизация налогового законодательства и таможенно-налогового администрирования в условиях функционирования ЕАЭС
(Лисовская И.А., Сокольникова О.Б.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)<18> Информация об основных изменениях налогового законодательства государств - членов ЕАЭС с 1 января 2021 г. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dofp/nalog/Documents/Izmeneniya_zakonodatelstva_EAES_2021.pdf.
(Лисовская И.А., Сокольникова О.Б.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)<18> Информация об основных изменениях налогового законодательства государств - членов ЕАЭС с 1 января 2021 г. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dofp/nalog/Documents/Izmeneniya_zakonodatelstva_EAES_2021.pdf.
Статья: Необлагаемый минимум в дизайне НДФЛ: опыт и перспективы
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)С 2021 г. порядок налогообложения доходов физических лиц претерпел существенные изменения. Основная ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ), составляющая 13%, была дополнена повышенной налоговой ставкой в размере 15%, применяемой к личным доходам, которые превышают 5 млн руб. за налоговый период. Впервые после принятия второй части Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) изменилась шкала подоходного налогообложения, которая теперь является прогрессивной и состоит из двух налоговых ставок. Однако трансформация налоговой шкалы, формально выводящая Россию из клуба стран с плоским подоходным налогом (Flat Tax Club), в действительности только укрепляет фискальный вектор развития НДФЛ, сложившийся в прежние годы. Налоговая реформа не принесла с собой решения проблемы, о которой давно говорят как в экономических кругах, так и на официальном уровне. Речь идет об отсутствии в дизайне этого налога необлагаемого минимума личных доходов как инструмента социальной защиты граждан.
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)С 2021 г. порядок налогообложения доходов физических лиц претерпел существенные изменения. Основная ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ), составляющая 13%, была дополнена повышенной налоговой ставкой в размере 15%, применяемой к личным доходам, которые превышают 5 млн руб. за налоговый период. Впервые после принятия второй части Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) изменилась шкала подоходного налогообложения, которая теперь является прогрессивной и состоит из двух налоговых ставок. Однако трансформация налоговой шкалы, формально выводящая Россию из клуба стран с плоским подоходным налогом (Flat Tax Club), в действительности только укрепляет фискальный вектор развития НДФЛ, сложившийся в прежние годы. Налоговая реформа не принесла с собой решения проблемы, о которой давно говорят как в экономических кругах, так и на официальном уровне. Речь идет об отсутствии в дизайне этого налога необлагаемого минимума личных доходов как инструмента социальной защиты граждан.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)При этом существенное снижение (0,49 п.п.) произошло в части налога на прибыль организаций и вызвано принятыми мерами государственной поддержки экономики страны, в частности был расширен перечень необлагаемых доходов, изменен учет расходов и основных средств, введены льготные ставки для организаций радиоэлектронной промышленности.
(разработаны Минфином России)При этом существенное снижение (0,49 п.п.) произошло в части налога на прибыль организаций и вызвано принятыми мерами государственной поддержки экономики страны, в частности был расширен перечень необлагаемых доходов, изменен учет расходов и основных средств, введены льготные ставки для организаций радиоэлектронной промышленности.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 30.11.2023 N 03-03-06/1/115081 <Как определить первоначальную стоимость ОС, если было объединено несколько объектов?>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 3)Первоначальную стоимость основного средства в налоговом учете формируют в зависимости от того, как оно было приобретено:
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 3)Первоначальную стоимость основного средства в налоговом учете формируют в зависимости от того, как оно было приобретено:
Статья: Амортизация ОС, приобретенных до перехода с "упрощенки" на ОСН
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 8)- все компании с 1 января 2021 года изменили применяемую ими систему налогообложения на ОСН;
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 8)- все компании с 1 января 2021 года изменили применяемую ими систему налогообложения на ОСН;
Статья: Законодательные основы фудшеринга в России: текущее состояние и перспективы развития
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2024, N 7)2. Основные изменения налогового законодательства в 2020 году: Обзор // СПС "КонсультантПлюс": [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru.
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2024, N 7)2. Основные изменения налогового законодательства в 2020 году: Обзор // СПС "КонсультантПлюс": [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru.
Статья: Новые вызовы, стоящие перед Россией, и ответ на них в налоговой политике
(Щекин Д.М.)
("Закон", 2022, N 11)<10> Режим освобождения вступил в силу с 1 января 2022 г. на основании Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Щекин Д.М.)
("Закон", 2022, N 11)<10> Режим освобождения вступил в силу с 1 января 2022 г. на основании Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Налоговое стимулирование занятий спортом
(Щекин Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Федеральным законом от 05.04.2021 N 88-ФЗ <5> предусмотрено предоставление с 1 января 2022 г. налогового вычета в размере до 120 тыс. руб. в год при осуществлении расходов на физкультурно-оздоровительные услуги физическому лицу, а также его детям в возрасте до 18 лет физкультурно-спортивными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
(Щекин Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Федеральным законом от 05.04.2021 N 88-ФЗ <5> предусмотрено предоставление с 1 января 2022 г. налогового вычета в размере до 120 тыс. руб. в год при осуществлении расходов на физкультурно-оздоровительные услуги физическому лицу, а также его детям в возрасте до 18 лет физкультурно-спортивными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
Статья: Реализация принципов финансового контроля, осуществляемого в рамках контрактной системы: вопросы теории и практики
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 6)В настоящее время на повышение эффективности государственного финансового контроля ориентированы положения Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В указанных целях в План нормотворческой работы Казначейства России внесены подготовка и направление в Минфин России соответствующих изменений в БК РФ, а также предложений по совершенствованию федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля <16>.
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 6)В настоящее время на повышение эффективности государственного финансового контроля ориентированы положения Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В указанных целях в План нормотворческой работы Казначейства России внесены подготовка и направление в Минфин России соответствующих изменений в БК РФ, а также предложений по совершенствованию федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля <16>.
Статья: Обеспечительная функция публичных финансов в контексте конституционных принципов социального государства
(Омелехина Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Более того, первоначальная редакция Указа N 204 в приоритетном порядке предусматривала бюджетное финансирование национальных проектов (программ). Однако с учетом внесенных изменений и принятием Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" приоритетное бюджетное финансирование стало направляться на реализацию национальных целей, что очевидно шире правовой конструкции национальных проектов (программ), перечисленных в Указе N 204. На достижение национальных целей развития сориентирована стратегическая приоритизация расходов бюджетов, закрепленная в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., утвержденных Министерством финансов РФ.
(Омелехина Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Более того, первоначальная редакция Указа N 204 в приоритетном порядке предусматривала бюджетное финансирование национальных проектов (программ). Однако с учетом внесенных изменений и принятием Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" приоритетное бюджетное финансирование стало направляться на реализацию национальных целей, что очевидно шире правовой конструкции национальных проектов (программ), перечисленных в Указе N 204. На достижение национальных целей развития сориентирована стратегическая приоритизация расходов бюджетов, закрепленная в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., утвержденных Министерством финансов РФ.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)В Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" налоговая сфера не упоминается вовсе, однако в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годы, утвержденных Минфином России, отмечается, что именно на решение поставленных в Указе целей направлены структурные изменения бюджетной политики - как в части изменения структуры налоговой системы, так и в части изменения структуры и повышения результативности расходов (в том числе налоговых). Вместе с тем анализ предлагаемых "структурных" изменений показывает, что они направлены скорее на устранение накопившихся проблем за предыдущие периоды и не включают действительно прорывных идей и направлений в развитии налоговой политики, направленных на структурные изменения в связи с происходящими трансформациями. Так, большая часть предложений направлена на урегулирование вопросов предоставления налоговых льгот в различных секторах, однако нет положений, которые бы создавали действительно гибкий подход в налогообложении. Например, в разделе "Структурный маневр в налоговой системе" названных Основных направлений отмечается, что среди "ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному 1) снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет: 2) повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти, 3) повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых и 4) снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения офшорного капитала)". В разделе "Цифровая трансформация" среди комплекса мер, направленных на обеспечение цифровой трансформации, можно выделить такие налоговые меры, как расширение налоговых льгот в целях создания условий для опережающего развития отечественных высокотехнологичных компаний и повышения привлекательности российской юрисдикции для IT-бизнеса, в том числе снижение размера ставки страховых взносов с 14 до 7,6% (снижение эффективной ставки в два раза примерно до 5%); снижение налога на прибыль до 3%; отмена льготы НДС при продаже иностранного программного обеспечения.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)В Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" налоговая сфера не упоминается вовсе, однако в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годы, утвержденных Минфином России, отмечается, что именно на решение поставленных в Указе целей направлены структурные изменения бюджетной политики - как в части изменения структуры налоговой системы, так и в части изменения структуры и повышения результативности расходов (в том числе налоговых). Вместе с тем анализ предлагаемых "структурных" изменений показывает, что они направлены скорее на устранение накопившихся проблем за предыдущие периоды и не включают действительно прорывных идей и направлений в развитии налоговой политики, направленных на структурные изменения в связи с происходящими трансформациями. Так, большая часть предложений направлена на урегулирование вопросов предоставления налоговых льгот в различных секторах, однако нет положений, которые бы создавали действительно гибкий подход в налогообложении. Например, в разделе "Структурный маневр в налоговой системе" названных Основных направлений отмечается, что среди "ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному 1) снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет: 2) повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти, 3) повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых и 4) снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения офшорного капитала)". В разделе "Цифровая трансформация" среди комплекса мер, направленных на обеспечение цифровой трансформации, можно выделить такие налоговые меры, как расширение налоговых льгот в целях создания условий для опережающего развития отечественных высокотехнологичных компаний и повышения привлекательности российской юрисдикции для IT-бизнеса, в том числе снижение размера ставки страховых взносов с 14 до 7,6% (снижение эффективной ставки в два раза примерно до 5%); снижение налога на прибыль до 3%; отмена льготы НДС при продаже иностранного программного обеспечения.
Статья: Обязанность по предоставлению налоговой отчетности в контексте цифровой трансформации
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)<8> Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)<8> Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)Совокупность баз по дивидендам считается отдельно, а в совокупность баз по иным доходам попадает и основная налоговая база, включающая в себя доходы в виде заработной платы, и база по доходам от долевого участия.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)Совокупность баз по дивидендам считается отдельно, а в совокупность баз по иным доходам попадает и основная налоговая база, включающая в себя доходы в виде заработной платы, и база по доходам от долевого участия.