Основные права гражданского служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные права гражданского служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2024 N 46-КГПР24-5-К6
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании приказа об увольнении незаконным, обязании изменить основание увольнения и внести соответствующие изменения в трудовую книжку.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что совокупность допущенных гражданским служащим нарушений относится к значительному проступку, наказание за которое предусматривает увольнение в связи с утратой доверия, однако служащий был уволен по собственной инициативе.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды разрешили спор, не приняв во внимание один из основных принципов противодействия коррупции в РФ - принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.Из приведенного правового регулирования и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, который включает обусловленные характером такой деятельности права и обязанности государственных гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой. В рамках осуществления мероприятий по противодействию коррупции, борьбе с ней посредством контроля государства за имущественным положением государственных служащих положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" среди мер по профилактике коррупционных правонарушений предусмотрено установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Наступление дисциплинарной ответственности за правонарушения коррупционного характера является важнейшей составляющей государственной политики в области борьбы с коррупцией, а увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия - одной из основных мер профилактики и предотвращения коррупции, что обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией публично-правовых полномочий.
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании приказа об увольнении незаконным, обязании изменить основание увольнения и внести соответствующие изменения в трудовую книжку.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что совокупность допущенных гражданским служащим нарушений относится к значительному проступку, наказание за которое предусматривает увольнение в связи с утратой доверия, однако служащий был уволен по собственной инициативе.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды разрешили спор, не приняв во внимание один из основных принципов противодействия коррупции в РФ - принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.Из приведенного правового регулирования и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, который включает обусловленные характером такой деятельности права и обязанности государственных гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой. В рамках осуществления мероприятий по противодействию коррупции, борьбе с ней посредством контроля государства за имущественным положением государственных служащих положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" среди мер по профилактике коррупционных правонарушений предусмотрено установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Наступление дисциплинарной ответственности за правонарушения коррупционного характера является важнейшей составляющей государственной политики в области борьбы с коррупцией, а увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия - одной из основных мер профилактики и предотвращения коррупции, что обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией публично-правовых полномочий.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Кроме нарушений основных прав и обязанностей гражданского служащего и несоблюдения ограничений, связанных с гражданской службой, среди типичных коррупционных нарушений можно выделить следующие: непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; формирование конкурсных комиссий с нарушением установленных требований, нарушение условий проведения конкурса при поступлении на службу; несоблюдение квалификационных требований к должностям гражданской службы; несоблюдение требований к служебному поведению гражданского служащего; нарушение запретов, связанных с гражданской службой; нарушение правил урегулирования конфликта интересов на гражданской службе.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Кроме нарушений основных прав и обязанностей гражданского служащего и несоблюдения ограничений, связанных с гражданской службой, среди типичных коррупционных нарушений можно выделить следующие: непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; формирование конкурсных комиссий с нарушением установленных требований, нарушение условий проведения конкурса при поступлении на службу; несоблюдение квалификационных требований к должностям гражданской службы; несоблюдение требований к служебному поведению гражданского служащего; нарушение запретов, связанных с гражданской службой; нарушение правил урегулирования конфликта интересов на гражданской службе.
Статья: Основания и порядок производства выемки. Комментарий к ст. 183 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Почему мы не оцениваем это суждение как неправильное? Потому что нам это сделать не позволяет знание рассуждений Конституционного Суда РФ, изложенных в его Определении от 19.01.2005 N 10-О. Там говорится, что тайна банковского счета и банковского вклада, сведений об операциях по счету и о клиентах кредитной организации "служит гарантированию основных прав граждан и защищаемых Конституцией" РФ "интересов физических и юридических лиц". УПК РФ устанавливает в п. 7 ч. 2 ст. 29, что соответствующие действия осуществляются органами расследования лишь на основании судебного решения с соблюдением предписаний ст. 165 УПК РФ (за исключением случаев, предусмотренных в ее ч. 5) "в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц" <109>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Почему мы не оцениваем это суждение как неправильное? Потому что нам это сделать не позволяет знание рассуждений Конституционного Суда РФ, изложенных в его Определении от 19.01.2005 N 10-О. Там говорится, что тайна банковского счета и банковского вклада, сведений об операциях по счету и о клиентах кредитной организации "служит гарантированию основных прав граждан и защищаемых Конституцией" РФ "интересов физических и юридических лиц". УПК РФ устанавливает в п. 7 ч. 2 ст. 29, что соответствующие действия осуществляются органами расследования лишь на основании судебного решения с соблюдением предписаний ст. 165 УПК РФ (за исключением случаев, предусмотренных в ее ч. 5) "в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц" <109>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 14. Основные права гражданского служащего
(ред. от 08.08.2024)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 14. Основные права гражданского служащего