Основные средства в оперативном учете
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные средства в оперативном учете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Физическому лицу с 2011 года принадлежали нежилые помещения, которые в 2013 году были внесены им в уставный капитал общества. При этом с момента ввода здания в эксплуатацию в 2008 году все помещения в нем находились в оперативном управлении негосударственного образовательного учреждения, хотя общество не изъявило свою волю на передачу принадлежащих ему прав в отношении принадлежащих ему помещений институту, их закрепление на праве оперативного управления за институтом на основании решения единственного учредителя института являлось незаконным. По результатам судебного спора между обществом и институтом в 2018 году с института в пользу общества было взыскано неосновательное обогащение за незаконное пользование спорными помещениями в период с 26.11.2014 по 15.08.2016, размер которого определен исходя из рыночных ставок аренды. Одновременно суд взыскал с общества в пользу института расходы на содержание помещений, за исключением расходов по уплате налога на имущество. Налоговый орган пришел к выводу о наличии у общества обязанности уплачивать налог на имущество в отношении спорных помещений за 2014 - 2016 годы. ВС РФ пришел к выводу об отсутствии у общества такой обязанности. Сославшись на Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 20.09.2018 N 305-КГ18-9064, от 24.10.2018 N 305-КГ18-12600, ВС РФ указала, что обязанность по исчислению и уплате налога связана с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов имущества, способных приносить экономические выгоды его владельцу. В данном случае в 2014 - 2016 годах спорные помещения находились в оперативном управлении института, учитывались им в качестве объектов основных средств и использовались при ведении уставной (образовательной) деятельности. То обстоятельство, что запись о закреплении спорных помещений за институтом на праве оперативного управления сохранялась в государственном реестре в результате незаконного поведения института, не могло служить основанием для его освобождения от обязанности по уплате налога и возложения налогового бремени на общество, поскольку в данном случае нарушение закона, допущенное при оформлении права, не являлось препятствием для использования спорных помещений в уставной деятельности института, извлечения выгоды при ее ведении, в то время как общество названной возможности было лишено. Также ВС РФ отметил, что принятие налоговым органом решения о возврате институту из бюджета налога на имущество за 2016 - 2018 годы не может являться правовым основанием для возникновения обязанности по уплате налога за 2014 - 2016 годы у иного лица - общества.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Физическому лицу с 2011 года принадлежали нежилые помещения, которые в 2013 году были внесены им в уставный капитал общества. При этом с момента ввода здания в эксплуатацию в 2008 году все помещения в нем находились в оперативном управлении негосударственного образовательного учреждения, хотя общество не изъявило свою волю на передачу принадлежащих ему прав в отношении принадлежащих ему помещений институту, их закрепление на праве оперативного управления за институтом на основании решения единственного учредителя института являлось незаконным. По результатам судебного спора между обществом и институтом в 2018 году с института в пользу общества было взыскано неосновательное обогащение за незаконное пользование спорными помещениями в период с 26.11.2014 по 15.08.2016, размер которого определен исходя из рыночных ставок аренды. Одновременно суд взыскал с общества в пользу института расходы на содержание помещений, за исключением расходов по уплате налога на имущество. Налоговый орган пришел к выводу о наличии у общества обязанности уплачивать налог на имущество в отношении спорных помещений за 2014 - 2016 годы. ВС РФ пришел к выводу об отсутствии у общества такой обязанности. Сославшись на Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 20.09.2018 N 305-КГ18-9064, от 24.10.2018 N 305-КГ18-12600, ВС РФ указала, что обязанность по исчислению и уплате налога связана с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов имущества, способных приносить экономические выгоды его владельцу. В данном случае в 2014 - 2016 годах спорные помещения находились в оперативном управлении института, учитывались им в качестве объектов основных средств и использовались при ведении уставной (образовательной) деятельности. То обстоятельство, что запись о закреплении спорных помещений за институтом на праве оперативного управления сохранялась в государственном реестре в результате незаконного поведения института, не могло служить основанием для его освобождения от обязанности по уплате налога и возложения налогового бремени на общество, поскольку в данном случае нарушение закона, допущенное при оформлении права, не являлось препятствием для использования спорных помещений в уставной деятельности института, извлечения выгоды при ее ведении, в то время как общество названной возможности было лишено. Также ВС РФ отметил, что принятие налоговым органом решения о возврате институту из бюджета налога на имущество за 2016 - 2018 годы не может являться правовым основанием для возникновения обязанности по уплате налога за 2014 - 2016 годы у иного лица - общества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, учтенного казенным учреждением в качестве объектов ОС, с момента госрегистрации права оперативного управления.
(Письмо ФНС России от 18.04.2024 N БС-2-21/6099@)Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, учтенного казенным учреждением в качестве объектов ОС, с момента госрегистрации права оперативного управления.
(Письмо ФНС России от 18.04.2024 N БС-2-21/6099@)Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, учтенного казенным учреждением в качестве объектов ОС, с момента госрегистрации права оперативного управления.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)373. Счет предназначен для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)373. Счет предназначен для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением.
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)10. Выдача в эксплуатацию объектов основных средств, стоимостью до 10000 рублей включительно, за исключением объектов недвижимого имущества, отражается на основании первичного учетного документа по дебету счета 040120271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (010960271, 010970271, 010980271), 011000000 "Затраты на биотрансформацию" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" с одновременным отражением на забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации";
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)10. Выдача в эксплуатацию объектов основных средств, стоимостью до 10000 рублей включительно, за исключением объектов недвижимого имущества, отражается на основании первичного учетного документа по дебету счета 040120271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (010960271, 010970271, 010980271), 011000000 "Затраты на биотрансформацию" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" с одновременным отражением на забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации";