Основы государственной культурной политики
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы государственной культурной политики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Культура мира: конституционно-правовое обеспечение
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)В Основах государственной культурной политики <15> нет прямых упоминаний о "гражданском мире и согласии", "культуре мира", хотя постановка цели укрепления общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества по своему содержанию предполагает и определение механизмов формирования такого единства в сфере культуры. Эта задача должна решаться в рамках образовательной и воспитательной деятельности, поэтому важно не только создать концептуальную культурно-образовательную основу, но и обеспечить координацию деятельности органов публичной власти, гражданского общества для формирования культуры мира.
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)В Основах государственной культурной политики <15> нет прямых упоминаний о "гражданском мире и согласии", "культуре мира", хотя постановка цели укрепления общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества по своему содержанию предполагает и определение механизмов формирования такого единства в сфере культуры. Эта задача должна решаться в рамках образовательной и воспитательной деятельности, поэтому важно не только создать концептуальную культурно-образовательную основу, но и обеспечить координацию деятельности органов публичной власти, гражданского общества для формирования культуры мира.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Примечательно, что в последнее время государственная политика по сохранению российских духовно-нравственных ценностей, в том числе и в области русского языка, языков народов Российской Федерации, приобрела совершенно иные акценты <1>. "Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение нецензурной лексики) и противодействие излишнему использованию иностранной лексики" обозначены как особое направление и в новой редакции Основ государственной культурной политики <2>. Во исполнение новых принципов был внесен ряд изменений и в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" <3>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Примечательно, что в последнее время государственная политика по сохранению российских духовно-нравственных ценностей, в том числе и в области русского языка, языков народов Российской Федерации, приобрела совершенно иные акценты <1>. "Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение нецензурной лексики) и противодействие излишнему использованию иностранной лексики" обозначены как особое направление и в новой редакции Основ государственной культурной политики <2>. Во исполнение новых принципов был внесен ряд изменений и в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" <3>.
Нормативные акты
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.
Статья: Традиционные российские духовно-нравственные ценности и российские конституционные ценности: догматическое соотношение
(Пермиловский М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)<5> Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Основы государственной культурной политики" // СЗ РФ. 2014. N 52 (часть I). Ст. 7753; Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2012. N 52. Ст. 7477.
(Пермиловский М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)<5> Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Основы государственной культурной политики" // СЗ РФ. 2014. N 52 (часть I). Ст. 7753; Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2012. N 52. Ст. 7477.
Статья: Государственная поддержка кинематографии как специальный финансово-правовой режим
(Еремина Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 11)При характеристике специальных протекционистских режимов в любой сфере особое значение приобретают документы стратегического планирования <4>. Документами, определяющими приоритеты государственной политики в сфере кинематографии, являются Основы государственной культурной политики, Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. <5>, а также Государственная программа "Развитие культуры" <6>. Следует отметить отсутствие федерального отраслевого документа стратегического планирования в сфере кино, что затрудняет оценку эффективности государственной поддержки данной области.
(Еремина Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 11)При характеристике специальных протекционистских режимов в любой сфере особое значение приобретают документы стратегического планирования <4>. Документами, определяющими приоритеты государственной политики в сфере кинематографии, являются Основы государственной культурной политики, Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. <5>, а также Государственная программа "Развитие культуры" <6>. Следует отметить отсутствие федерального отраслевого документа стратегического планирования в сфере кино, что затрудняет оценку эффективности государственной поддержки данной области.
Статья: Духовно-нравственные ценности в правовых документах России: отражение в информационном пространстве
(Митин А.Н., Лебедев Д.В.)
("Современное право", 2024, N 9)Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Они конкретизируют отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 29.05.2020 N 344) <4>, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19.12.2012 N 1666) <5>, Основ государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24.12.2014 N 808) <6>, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203) <7> и других правовых актов стратегического значения.
(Митин А.Н., Лебедев Д.В.)
("Современное право", 2024, N 9)Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Они конкретизируют отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 29.05.2020 N 344) <4>, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19.12.2012 N 1666) <5>, Основ государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24.12.2014 N 808) <6>, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203) <7> и других правовых актов стратегического значения.
Статья: Юридический приоритет и правовое преимущество: сравнительный аспект
(Плешаков Е.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Юридический приоритет, в отличие от правового преимущества, наполняется содержанием правового принципа. Не случайно в настоящее время разработан законопроект, в тексте которого положения о юридическом приоритете отнесены к руководящим нормативным требованиям <8>. В частности, гл. 5 "Принципы государственной культурной политики" Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808, предлагается дополнить абзацем следующего содержания: "Дети как важнейший приоритет государственной культурной политики". Выдвинутый тезис также подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда РФ, указавшего, например, на "принцип приоритета их (детей. - Е.П.) интересов и благосостояния во всех сферах жизни" <9>.
(Плешаков Е.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Юридический приоритет, в отличие от правового преимущества, наполняется содержанием правового принципа. Не случайно в настоящее время разработан законопроект, в тексте которого положения о юридическом приоритете отнесены к руководящим нормативным требованиям <8>. В частности, гл. 5 "Принципы государственной культурной политики" Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808, предлагается дополнить абзацем следующего содержания: "Дети как важнейший приоритет государственной культурной политики". Выдвинутый тезис также подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда РФ, указавшего, например, на "принцип приоритета их (детей. - Е.П.) интересов и благосостояния во всех сферах жизни" <9>.
Статья: Современные проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации: правовой аспект
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)<4> См. Указы Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и др.
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)<4> См. Указы Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и др.
Статья: Формирование единой системы публичной власти в России как вектор новой конституционности
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Продолжая тему национальных интересов, стоит отметить в настоящей хронологии Указ Президента РФ от 25 января 2023 г. N 35 "О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808" <52>. Глава государства скорректировал их соответственно требованиям времени и интересам граждан РФ. Так, уже не делается акцент на том, что Россия развивается как страна, объединяющая Восток и Запад. Введено понятие культурного суверенитета. Под ним понимается совокупность социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешнего влияния, быть защищенными от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, придерживаться традиционных духовно-нравственных ценностей. Среди целей государственной политики также названы обеспечение культурного суверенитета России, повышение ее роли в мировом гуманитарном и культурном пространстве. Указ главы государства расширил и принципы культурной политики, поставив во главу угла защиту традиционных семейных ценностей, института брака как союза мужчины и женщины, приоритетность государственной поддержки культурной деятельности по сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторической памяти и защиту исторической правды, контроль за деятельностью должностных лиц публичной власти, чтобы финансируемые мероприятия соответствовали целям, задачам и принципам государственной культурной политики.
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Продолжая тему национальных интересов, стоит отметить в настоящей хронологии Указ Президента РФ от 25 января 2023 г. N 35 "О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808" <52>. Глава государства скорректировал их соответственно требованиям времени и интересам граждан РФ. Так, уже не делается акцент на том, что Россия развивается как страна, объединяющая Восток и Запад. Введено понятие культурного суверенитета. Под ним понимается совокупность социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешнего влияния, быть защищенными от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, придерживаться традиционных духовно-нравственных ценностей. Среди целей государственной политики также названы обеспечение культурного суверенитета России, повышение ее роли в мировом гуманитарном и культурном пространстве. Указ главы государства расширил и принципы культурной политики, поставив во главу угла защиту традиционных семейных ценностей, института брака как союза мужчины и женщины, приоритетность государственной поддержки культурной деятельности по сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторической памяти и защиту исторической правды, контроль за деятельностью должностных лиц публичной власти, чтобы финансируемые мероприятия соответствовали целям, задачам и принципам государственной культурной политики.
Статья: Новеллы Конституции Российской Федерации о культуре
(Сазонникова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)За последние годы существенно обновилось федеральное законодательство о культуре, в частности: Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 утверждены Основы государственной культурной политики, распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N 326-р утверждена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. Особенно нужно отметить начавшуюся с 1 сентября 2019 г. реализацию национального проекта "Культура" <2>.
(Сазонникова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)За последние годы существенно обновилось федеральное законодательство о культуре, в частности: Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 утверждены Основы государственной культурной политики, распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N 326-р утверждена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. Особенно нужно отметить начавшуюся с 1 сентября 2019 г. реализацию национального проекта "Культура" <2>.
Статья: Финансово-правовая культура
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Базовый термин "культура" находится в правовом пространстве. Так, в Основах государственной культурной политики он определен как "совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)" <1>. Отраслевой подход к нормативному правовому определению культуры не имеет широкого распространения и свойствен лишь информационной <2> и финансовой сфере.
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Базовый термин "культура" находится в правовом пространстве. Так, в Основах государственной культурной политики он определен как "совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)" <1>. Отраслевой подход к нормативному правовому определению культуры не имеет широкого распространения и свойствен лишь информационной <2> и финансовой сфере.
Статья: Финансово-правовой статус фондов поддержки сферы культуры в Российской Федерации
(Еремина Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)В современном мире роль культурной политики, как движущей силы общественного развития, осознается в полной мере, а задача развития культурных индустрий определяется в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве направления достижения ее национальных интересов <1>. При этом Основами государственной культурной политики <2> устанавливается, что ее финансирование осуществляется с участием фондов поддержки сферы культуры.
(Еремина Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)В современном мире роль культурной политики, как движущей силы общественного развития, осознается в полной мере, а задача развития культурных индустрий определяется в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве направления достижения ее национальных интересов <1>. При этом Основами государственной культурной политики <2> устанавливается, что ее финансирование осуществляется с участием фондов поддержки сферы культуры.
Статья: Общее благо и частный интерес: к вопросу о сущности, значении и соотношении при решении отдельных гражданско-правовых споров
(Козлова Н.В., Филиппова С.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Общее благо, понимаемое как всеобщее, имеет разное содержание в разных правовых системах, ибо они основаны на различных нравственных ориентирах. Поэтому общее благо не является универсальной категорией. Это хорошо заметно на примере Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, согласно которым традиционными ценностями признаются "нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России" <32>. Это находит подтверждение также в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808, в которых отмечается, что объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре. Как указано в документе (в редакции Указа Президента РФ от 25 января 2023 г.), исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни многонационального и многоконфессионального российского общества. По всей видимости, общим благом в контексте общенационально конвенционно приемлемых ценностей можно считать приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственный суверенитет и цивилизационную самобытность страны, укрепление общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества, повышение качества жизни в Российской Федерации <33>, а также жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкую семью, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческую память и преемственность поколений, единство народов России <34>.
(Козлова Н.В., Филиппова С.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Общее благо, понимаемое как всеобщее, имеет разное содержание в разных правовых системах, ибо они основаны на различных нравственных ориентирах. Поэтому общее благо не является универсальной категорией. Это хорошо заметно на примере Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, согласно которым традиционными ценностями признаются "нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России" <32>. Это находит подтверждение также в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808, в которых отмечается, что объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре. Как указано в документе (в редакции Указа Президента РФ от 25 января 2023 г.), исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни многонационального и многоконфессионального российского общества. По всей видимости, общим благом в контексте общенационально конвенционно приемлемых ценностей можно считать приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственный суверенитет и цивилизационную самобытность страны, укрепление общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества, повышение качества жизни в Российской Федерации <33>, а также жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкую семью, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческую память и преемственность поколений, единство народов России <34>.