Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы и перспективы развития института недействительности брака по семейному законодательству Российской Федерации
(Собенина М.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье недействительным признается брак при нарушении условий заключения брака, а также в случае фиктивности брачных отношений. В процессе развития нормы о недействительности брака изменились, и современное семейное законодательство исходит из возможности признания его недействительным только в случае отступления от конкретных предписаний. Смело можем констатировать, что установлена презумпция действительности брака semper praesumptum pro matrimonio, пришедшая еще из римского права.
(Собенина М.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье недействительным признается брак при нарушении условий заключения брака, а также в случае фиктивности брачных отношений. В процессе развития нормы о недействительности брака изменились, и современное семейное законодательство исходит из возможности признания его недействительным только в случае отступления от конкретных предписаний. Смело можем констатировать, что установлена презумпция действительности брака semper praesumptum pro matrimonio, пришедшая еще из римского права.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Сразу после распада СССР в 1993 г. в г. Минске была заключена Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где ее участницы - страны СНГ договорились, в частности, о включении в нее большой группы унифицированных коллизионных норм семейного права и правил о разграничении компетенции учреждений юстиции по семейным делам. Для стран СНГ эта Конвенция обеспечила сохранение правовых связей между учреждениями юстиции и определенную стабильность в обширной области тех семейно-правовых отношений, которые после распада СССР приобрели характер международных. Нормы Конвенции, относящиеся к правоотношениям родителей и детей и усыновлению, удалось согласовать во многом благодаря наличию "общих корней" внутреннего семейного законодательства стран-участниц - правил Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. Унификацию этих норм в Минской конвенции можно считать успешной. Неслучайно они, как и другие коллизионные нормы семейного права, были без существенных изменений воспроизведены в подписанной 7 октября 2002 г. в Кишиневе новой Конвенции с тем же названием, призванной заменить собой Минскую конвенцию в отношениях между странами - участниками обеих конвенций. В России 30 декабря 2021 г. был принят Федеральный закон "О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" <1>. С некоторыми из стран - участниц Минской конвенции Россия заключила и двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (с Азербайджаном - в 1992 г., Киргизией - в 1992 г., Молдавией - в 1993 г.), по объему регулирования семейных отношений в целом не выходящие за пределы регулирования Минской конвенции. Было продолжено заключение новых или обновление прежних двусторонних договоров о правовой помощи с другими странами.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Сразу после распада СССР в 1993 г. в г. Минске была заключена Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где ее участницы - страны СНГ договорились, в частности, о включении в нее большой группы унифицированных коллизионных норм семейного права и правил о разграничении компетенции учреждений юстиции по семейным делам. Для стран СНГ эта Конвенция обеспечила сохранение правовых связей между учреждениями юстиции и определенную стабильность в обширной области тех семейно-правовых отношений, которые после распада СССР приобрели характер международных. Нормы Конвенции, относящиеся к правоотношениям родителей и детей и усыновлению, удалось согласовать во многом благодаря наличию "общих корней" внутреннего семейного законодательства стран-участниц - правил Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. Унификацию этих норм в Минской конвенции можно считать успешной. Неслучайно они, как и другие коллизионные нормы семейного права, были без существенных изменений воспроизведены в подписанной 7 октября 2002 г. в Кишиневе новой Конвенции с тем же названием, призванной заменить собой Минскую конвенцию в отношениях между странами - участниками обеих конвенций. В России 30 декабря 2021 г. был принят Федеральный закон "О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" <1>. С некоторыми из стран - участниц Минской конвенции Россия заключила и двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (с Азербайджаном - в 1992 г., Киргизией - в 1992 г., Молдавией - в 1993 г.), по объему регулирования семейных отношений в целом не выходящие за пределы регулирования Минской конвенции. Было продолжено заключение новых или обновление прежних двусторонних договоров о правовой помощи с другими странами.
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024)Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, утвержденные Законом СССР от 27 июня 1968 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст. 241);
(ред. от 23.11.2024)Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, утвержденные Законом СССР от 27 июня 1968 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст. 241);
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 16
(ред. от 26.12.2017)
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"В отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 года, от лиц, не состоявших в браке, факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, может быть установлен судом при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее (статья 3 Закона СССР от 27 июня 1968 года N 2834-VII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье", статья 9 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 октября 1969 года "О порядке введения в действие Кодекса о браке и семье РСФСР").
(ред. от 26.12.2017)
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"В отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 года, от лиц, не состоявших в браке, факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, может быть установлен судом при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее (статья 3 Закона СССР от 27 июня 1968 года N 2834-VII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье", статья 9 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 октября 1969 года "О порядке введения в действие Кодекса о браке и семье РСФСР").