Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15.04.2024 N 66а-617/2024 (УИД 05OS0000-01-2023-000283-38)
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Дагестан об отказе в оспаривании решения Собрания депутатов городского округа "О внесении изменения в Устав муниципального образования.Исходя из приведенных норм, предусматривающих особенности производства по делам об оспаривании полностью или в части нормативного правового акта, следует, что суд правомерно рассмотрел настоящее дело в отсутствие административного истца, явка которого не признана обязательной, извещенного о времени и месте судебного заседания, не заявившего ходатайство об отложении судебного заседания, равно как и не представившего доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание.
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Дагестан об отказе в оспаривании решения Собрания депутатов городского округа "О внесении изменения в Устав муниципального образования.Исходя из приведенных норм, предусматривающих особенности производства по делам об оспаривании полностью или в части нормативного правового акта, следует, что суд правомерно рассмотрел настоящее дело в отсутствие административного истца, явка которого не признана обязательной, извещенного о времени и месте судебного заседания, не заявившего ходатайство об отложении судебного заседания, равно как и не представившего доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)<1> Еремина О.А. Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов // Закон. 2008. N 1.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)<1> Еремина О.А. Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов // Закон. 2008. N 1.
Статья: Применение прокурорами процессуальных средств при обеспечении законности правовых актов
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)В статье проанализированы некоторые особенности законодательного регулирования и правоприменительной практики по вопросам участия прокурора в рассмотрении судами административных дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)В статье проанализированы некоторые особенности законодательного регулирования и правоприменительной практики по вопросам участия прокурора в рассмотрении судами административных дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"32. Положениями главы 24 АПК РФ предусмотрены особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным полностью или в части, на что должно быть указано в резолютивной части решения по делу. Ненормативный правовой акт (отдельные его положения), признанный недействительным, не подлежит применению (часть 2, пункт 3 части 4 и часть 8 статьи 201 АПК РФ).
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"32. Положениями главы 24 АПК РФ предусмотрены особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным полностью или в части, на что должно быть указано в резолютивной части решения по делу. Ненормативный правовой акт (отдельные его положения), признанный недействительным, не подлежит применению (часть 2, пункт 3 части 4 и часть 8 статьи 201 АПК РФ).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2020)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"53. По смыслу норм статей 124, 125 КАС РФ, административный истец вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой и подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ, если из положений, регулирующих особенности производства по отдельным категориям административных дел, не следует иное. Так, исходя из взаимосвязанных положений части 8 статьи 208, статьи 212 КАС РФ не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований.
(ред. от 17.12.2020)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"53. По смыслу норм статей 124, 125 КАС РФ, административный истец вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой и подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ, если из положений, регулирующих особенности производства по отдельным категориям административных дел, не следует иное. Так, исходя из взаимосвязанных положений части 8 статьи 208, статьи 212 КАС РФ не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований.