Особо ценные земли
Подборка наиболее важных документов по запросу Особо ценные земли (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 79 "Особенности использования сельскохозяйственных угодий" ЗК РФ"Вопреки доводам кассационной жалобы о принадлежности земельного участка с кадастровым номером N к землям сельхозугодий (вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), эти утверждения были проверены и опровергнуты при рассмотрении административного дела. Судами установлено, что земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, однако, применительно к положениям статей 77 - 79 Земельного кодекса Российской Федерации не относится к землям сельхозугодий, и не включен в утвержденный постановлением правительства Воронежской области от 22 августа 2012 года N 731 в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения, использование которых для других целей не допускается."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 79 "Особенности использования сельскохозяйственных угодий" ЗК РФ"Доводы кассационной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером N не входит в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, утвержденных постановлением Губернатора Амурской области от 31 августа 2012 года N 368, и его кадастровая стоимость не превышает средний уровень по муниципальному району, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены, поскольку положения части 4 статьи 79 ЗК РФ предусматривают возможность включения в соответствующие перечни не всех сельскохозяйственных угодий, а только особо ценных, в том числе сельскохозяйственных угодий опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)2) исключительный характер включения в границы населенного пункта особо ценных земель сельскохозяйственного назначения (лишь при отсутствии иных вариантов расширения населенного пункта для целей жилищного строительства и создания объектов социальной инфраструктуры);
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)2) исключительный характер включения в границы населенного пункта особо ценных земель сельскохозяйственного назначения (лишь при отсутствии иных вариантов расширения населенного пункта для целей жилищного строительства и создания объектов социальной инфраструктуры);
Статья: Реализация доходного подхода при оценке земельных участков для целей оспаривания кадастровой стоимости: теория и практика
(Сегаль Л.А., Бригидина С.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Согласно примечаниям Ассоциации развития рынка недвижимости "СтатРиелт" к особо ценным землям относятся участки, расположенные в территориальных зонах, имеющих наиболее высокую рыночную привлекательность:
(Сегаль Л.А., Бригидина С.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Согласно примечаниям Ассоциации развития рынка недвижимости "СтатРиелт" к особо ценным землям относятся участки, расположенные в территориальных зонах, имеющих наиболее высокую рыночную привлекательность:
Нормативные акты
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)- при изъятии земельного участка необходимо учитывать категорию земель и их ценность. Вышеуказанный вывод неразрывно связан с предыдущим. Несмотря на то что в текстах судебных актов отсутствует прямая ссылка, судом верно истолкован изложенный в подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)- при изъятии земельного участка необходимо учитывать категорию земель и их ценность. Вышеуказанный вывод неразрывно связан с предыдущим. Несмотря на то что в текстах судебных актов отсутствует прямая ссылка, судом верно истолкован изложенный в подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;
Статья: Земельный участок как объект гражданского оборота: вопросы теории и практики
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)4. Земли особоохраняемых территорий и объектов. Ядром данной категории земель являются особоохраняемые природные территории (далее - ООПТ). При этом заповедники и национальные парки изъяты из гражданского оборота; другие разновидности ООПТ (заказники, памятники природы и т.д.) в обороте ограничены. В состав данной категории земель входит еще 4 субкатегории: земли природоохранного назначения; историко-культурного назначения; рекреационного назначения и особо ценные земли. Земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, ограничены в обороте. В отношении остальных субкатегорий ст. 27 ЗК РФ не содержит никаких указаний. Это позволяет предположить, что, например, земельные участки в составе субкатегории земель рекреационного назначения (занятые туристическими базами, детскими лагерями и т.д.) свободны в обороте. В свою очередь, участки в составе субкатегории земель природоохранного назначения (занятые защитными лесами) относятся к объектам, ограниченным в гражданском обороте.
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)4. Земли особоохраняемых территорий и объектов. Ядром данной категории земель являются особоохраняемые природные территории (далее - ООПТ). При этом заповедники и национальные парки изъяты из гражданского оборота; другие разновидности ООПТ (заказники, памятники природы и т.д.) в обороте ограничены. В состав данной категории земель входит еще 4 субкатегории: земли природоохранного назначения; историко-культурного назначения; рекреационного назначения и особо ценные земли. Земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, ограничены в обороте. В отношении остальных субкатегорий ст. 27 ЗК РФ не содержит никаких указаний. Это позволяет предположить, что, например, земельные участки в составе субкатегории земель рекреационного назначения (занятые туристическими базами, детскими лагерями и т.д.) свободны в обороте. В свою очередь, участки в составе субкатегории земель природоохранного назначения (занятые защитными лесами) относятся к объектам, ограниченным в гражданском обороте.
Статья: Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В подпункте 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ продекларирован приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. В данном случае не вызывает возражений то, что в этой норме обозначен приоритет одних видов использования земли, а именно тех, при которых необходимы уникальные качества почвенного плодородия, имеющие естественную природную ограниченность, перед другими видами использования, при которых земля предстает просто как территория, пространственный базис для размещения тех или иных объектов. Это положение, кстати, нашло развитие в другом принципе земельного законодательства, закрепленном в подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, - о приоритете сохранения особо ценных земель (включая ценные земли сельскохозяйственного назначения, земли, занятые защитными лесами) и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение их целевого назначения ограничивается или запрещается.
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В подпункте 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ продекларирован приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. В данном случае не вызывает возражений то, что в этой норме обозначен приоритет одних видов использования земли, а именно тех, при которых необходимы уникальные качества почвенного плодородия, имеющие естественную природную ограниченность, перед другими видами использования, при которых земля предстает просто как территория, пространственный базис для размещения тех или иных объектов. Это положение, кстати, нашло развитие в другом принципе земельного законодательства, закрепленном в подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, - о приоритете сохранения особо ценных земель (включая ценные земли сельскохозяйственного назначения, земли, занятые защитными лесами) и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение их целевого назначения ограничивается или запрещается.
Статья: Системы планирования и развития территорий на примере зарубежных стран
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)В России планирование использования земель реализуется посредством принципа "деление земель по целевому назначению на категории" <1>, в соответствии с которым правовой режим определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. Таким образом, исходя из этого принципа при делении земель на категории и виды разрешенного использования определяются действующие границы земель и земельных участков, осуществляется планирование их дальнейшего использования и развития. Через данный принцип реализуется также охрана особо ценных земель посредством выделения их в отдельные категории и дальнейшего особого регулирования.
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)В России планирование использования земель реализуется посредством принципа "деление земель по целевому назначению на категории" <1>, в соответствии с которым правовой режим определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. Таким образом, исходя из этого принципа при делении земель на категории и виды разрешенного использования определяются действующие границы земель и земельных участков, осуществляется планирование их дальнейшего использования и развития. Через данный принцип реализуется также охрана особо ценных земель посредством выделения их в отдельные категории и дальнейшего особого регулирования.
Статья: Зонирование территорий и разрешенное использование земель как способ определения правового режима земель и земельных участков
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)В связи с этим необходимо отметить важность развития института зонирования территорий, особенно в связи с возможной отменой деления земель на категории, поскольку законодательство в области зонирования на данный момент недостаточно развито и в научной литературе не сложилось единого мнения об основных видах зонирования. Так, например, А.А. Борисов предлагает выделять три основных вида зонирования территорий: экологическое, градостроительное и функциональное. В то же время Е.А. Савельева предлагает выделять четыре вида зонирования: экологическое, градостроительное, зонирование территорий посредством установления ЗОУИТ и экономическое зонирование. В обоих случаях авторы выделяют экологическое и градостроительное зонирование, поскольку, как представляется, именно эти виды зонирования являются наиболее важными для определения правового режима земель и сохранения особо ценных земель.
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)В связи с этим необходимо отметить важность развития института зонирования территорий, особенно в связи с возможной отменой деления земель на категории, поскольку законодательство в области зонирования на данный момент недостаточно развито и в научной литературе не сложилось единого мнения об основных видах зонирования. Так, например, А.А. Борисов предлагает выделять три основных вида зонирования территорий: экологическое, градостроительное и функциональное. В то же время Е.А. Савельева предлагает выделять четыре вида зонирования: экологическое, градостроительное, зонирование территорий посредством установления ЗОУИТ и экономическое зонирование. В обоих случаях авторы выделяют экологическое и градостроительное зонирование, поскольку, как представляется, именно эти виды зонирования являются наиболее важными для определения правового режима земель и сохранения особо ценных земель.
Статья: К вопросу о конкуренции оснований возникновения права собственности субъектов Российской Федерации на землю в аспекте обеспечения их территориальной целостности и защиты особо охраняемых природных территорий
(Левченко О.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Очевидно, что в таком подходе прослеживается действие принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Однако как быть с абсолютно таким же важным и не менее значимым принципом земельного законодательства, как приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий (пп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), который, на наш взгляд, восходит не только к ограничению и/или запрещению изменения их целевого назначения, но и в целом преследует природоохранные цели в широком смысле этого слова, подразумевая недопустимость и запрет простого хозяйственного "дробления" земель особо охраняемых природных территорий на базе частноправовых принципов, включая принцип единства судьбы объектов недвижимости и земельных участков?
(Левченко О.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Очевидно, что в таком подходе прослеживается действие принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Однако как быть с абсолютно таким же важным и не менее значимым принципом земельного законодательства, как приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий (пп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), который, на наш взгляд, восходит не только к ограничению и/или запрещению изменения их целевого назначения, но и в целом преследует природоохранные цели в широком смысле этого слова, подразумевая недопустимость и запрет простого хозяйственного "дробления" земель особо охраняемых природных территорий на базе частноправовых принципов, включая принцип единства судьбы объектов недвижимости и земельных участков?
Статья: Вопросы системности правового регулирования объектов культурного наследия
(Картухин В.Ю.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)Согласно п. 1 ст. 99 ЗК РФ земли, на которых расположены ОКН, в том числе объекты археологического наследия и достопримечательные места, относятся к землям историко-культурного назначения, входящим в состав земель особо охраняемых территорий. Кроме этого, ОКН могут находиться не только на землях историко-культурного назначения, но и на землях, относящихся к особо ценным (ст. 100 ЗК РФ). В связи с этим стоит указать на явную несогласованность в понятийных категориях ЗК РФ и Закона об ОКН. В ст. 100 ЗК РФ к ОКН в большей степени отнесены природные объекты, что резко контрастирует с перечнем ОКН, определенным в ст. 3 Закона об ОКН. Более того, в Законе об ОКН ничего не говорится и о нахождении каких-либо ОКН на особо ценных землях, но в то же время в Законе используется такой термин, как "особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации". Причем режим использования земель, где находятся такие особо ценные ОКН, определяется утвержденными Министерством культуры Российской Федерации границами зон охраны, а не ЗК РФ.
(Картухин В.Ю.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)Согласно п. 1 ст. 99 ЗК РФ земли, на которых расположены ОКН, в том числе объекты археологического наследия и достопримечательные места, относятся к землям историко-культурного назначения, входящим в состав земель особо охраняемых территорий. Кроме этого, ОКН могут находиться не только на землях историко-культурного назначения, но и на землях, относящихся к особо ценным (ст. 100 ЗК РФ). В связи с этим стоит указать на явную несогласованность в понятийных категориях ЗК РФ и Закона об ОКН. В ст. 100 ЗК РФ к ОКН в большей степени отнесены природные объекты, что резко контрастирует с перечнем ОКН, определенным в ст. 3 Закона об ОКН. Более того, в Законе об ОКН ничего не говорится и о нахождении каких-либо ОКН на особо ценных землях, но в то же время в Законе используется такой термин, как "особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации". Причем режим использования земель, где находятся такие особо ценные ОКН, определяется утвержденными Министерством культуры Российской Федерации границами зон охраны, а не ЗК РФ.
Статья: Учет земель сельскохозяйственного назначения: некоторые проблемы правового регулирования
(Подколзина Т.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)В 2021 году Минсельхозом России был подготовлен проект закона, касающийся определения особо ценных сельхозземель в совокупности с совершенствованием порядка вовлечения в оборот земельных долей <20>. Предполагалось внесение системных поправок в Земельный кодекс Российской Федерации, в частности изложение в новой редакции статьи 79, в том числе касающейся возложения на субъектов Российской Федерации обязанности установления границ особо ценных земель и подачи сведений о них для внесения в ЕГРН. Также проектировались изменения и в Закон о регистрации недвижимости, которыми уже и сведения о границах сельхозземель, в том числе угодий, границах особо ценных земель предусматривались к внесению в реестр границ ЕГРН. Способ внесения сведений о границах земель и угодий - в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Мотивировочное указание в пояснительной записке (с учетом того, что земли не являются объектом гражданских права) обращено на понятие реестра границ как составной части ЕГРН. Однако в Госдуму проект закона был внесен в сентябре 2022 года <21> (а затем принят в качестве федерального закона <22>) в усеченном виде - только в части совершенствования порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельхозназначения.
(Подколзина Т.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)В 2021 году Минсельхозом России был подготовлен проект закона, касающийся определения особо ценных сельхозземель в совокупности с совершенствованием порядка вовлечения в оборот земельных долей <20>. Предполагалось внесение системных поправок в Земельный кодекс Российской Федерации, в частности изложение в новой редакции статьи 79, в том числе касающейся возложения на субъектов Российской Федерации обязанности установления границ особо ценных земель и подачи сведений о них для внесения в ЕГРН. Также проектировались изменения и в Закон о регистрации недвижимости, которыми уже и сведения о границах сельхозземель, в том числе угодий, границах особо ценных земель предусматривались к внесению в реестр границ ЕГРН. Способ внесения сведений о границах земель и угодий - в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Мотивировочное указание в пояснительной записке (с учетом того, что земли не являются объектом гражданских права) обращено на понятие реестра границ как составной части ЕГРН. Однако в Госдуму проект закона был внесен в сентябре 2022 года <21> (а затем принят в качестве федерального закона <22>) в усеченном виде - только в части совершенствования порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельхозназначения.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Выделяемые в границах видовых объектов части именуются в законодательстве зонами, подзонами или территориальными зонами. Так, в пределах земель сельскохозяйственного назначения такими частями, например, являются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья; в составе земель специального назначения - земли энергетики, транспорта и др. В границах населенных пунктов определяются жилые, общественно-деловые, производственные и иные зоны, именуемые территориальными зонами; при этом в составе данных (территориальных) зон также могут выделяться зоны, например, в общественно-деловые зоны входят зоны делового и общественного назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, общественно-деловые зоны иных видов (ст. 35 ГрК РФ).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Выделяемые в границах видовых объектов части именуются в законодательстве зонами, подзонами или территориальными зонами. Так, в пределах земель сельскохозяйственного назначения такими частями, например, являются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья; в составе земель специального назначения - земли энергетики, транспорта и др. В границах населенных пунктов определяются жилые, общественно-деловые, производственные и иные зоны, именуемые территориальными зонами; при этом в составе данных (территориальных) зон также могут выделяться зоны, например, в общественно-деловые зоны входят зоны делового и общественного назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, общественно-деловые зоны иных видов (ст. 35 ГрК РФ).
Статья: Разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля как способ устранения правовой неопределенности
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Согласно ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли. Рассмотрим разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля применительно к отдельным подкатегориям данной категории земель.
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Согласно ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли. Рассмотрим разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля применительно к отдельным подкатегориям данной категории земель.