Особо ценные земли сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Особо ценные земли сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 79 "Особенности использования сельскохозяйственных угодий" ЗК РФ"Вопреки доводам кассационной жалобы о принадлежности земельного участка с кадастровым номером N к землям сельхозугодий (вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), эти утверждения были проверены и опровергнуты при рассмотрении административного дела. Судами установлено, что земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, однако, применительно к положениям статей 77 - 79 Земельного кодекса Российской Федерации не относится к землям сельхозугодий, и не включен в утвержденный постановлением правительства Воронежской области от 22 августа 2012 года N 731 в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения, использование которых для других целей не допускается."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 79 "Особенности использования сельскохозяйственных угодий" ЗК РФ"Доводы кассационной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером N не входит в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, утвержденных постановлением Губернатора Амурской области от 31 августа 2012 года N 368, и его кадастровая стоимость не превышает средний уровень по муниципальному району, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены, поскольку положения части 4 статьи 79 ЗК РФ предусматривают возможность включения в соответствующие перечни не всех сельскохозяйственных угодий, а только особо ценных, в том числе сельскохозяйственных угодий опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правовой статус особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий установлен п. 4 ст. 79 ЗК РФ, а их состав раскрывается в региональном законодательстве.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правовой статус особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий установлен п. 4 ст. 79 ЗК РФ, а их состав раскрывается в региональном законодательстве.
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)2) исключительный характер включения в границы населенного пункта особо ценных земель сельскохозяйственного назначения (лишь при отсутствии иных вариантов расширения населенного пункта для целей жилищного строительства и создания объектов социальной инфраструктуры);
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)2) исключительный характер включения в границы населенного пункта особо ценных земель сельскохозяйственного назначения (лишь при отсутствии иных вариантов расширения населенного пункта для целей жилищного строительства и создания объектов социальной инфраструктуры);
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Постановление Правительства МО от 17.10.2017 N 872/38
(ред. от 08.10.2024)
"Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается"
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2025)сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по городскому округу более чем на 50 процентов;
(ред. от 08.10.2024)
"Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается"
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2025)сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по городскому округу более чем на 50 процентов;
Статья: Учет земель сельскохозяйственного назначения: некоторые проблемы правового регулирования
(Подколзина Т.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)В 2021 году Минсельхозом России был подготовлен проект закона, касающийся определения особо ценных сельхозземель в совокупности с совершенствованием порядка вовлечения в оборот земельных долей <20>. Предполагалось внесение системных поправок в Земельный кодекс Российской Федерации, в частности изложение в новой редакции статьи 79, в том числе касающейся возложения на субъектов Российской Федерации обязанности установления границ особо ценных земель и подачи сведений о них для внесения в ЕГРН. Также проектировались изменения и в Закон о регистрации недвижимости, которыми уже и сведения о границах сельхозземель, в том числе угодий, границах особо ценных земель предусматривались к внесению в реестр границ ЕГРН. Способ внесения сведений о границах земель и угодий - в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Мотивировочное указание в пояснительной записке (с учетом того, что земли не являются объектом гражданских права) обращено на понятие реестра границ как составной части ЕГРН. Однако в Госдуму проект закона был внесен в сентябре 2022 года <21> (а затем принят в качестве федерального закона <22>) в усеченном виде - только в части совершенствования порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельхозназначения.
(Подколзина Т.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)В 2021 году Минсельхозом России был подготовлен проект закона, касающийся определения особо ценных сельхозземель в совокупности с совершенствованием порядка вовлечения в оборот земельных долей <20>. Предполагалось внесение системных поправок в Земельный кодекс Российской Федерации, в частности изложение в новой редакции статьи 79, в том числе касающейся возложения на субъектов Российской Федерации обязанности установления границ особо ценных земель и подачи сведений о них для внесения в ЕГРН. Также проектировались изменения и в Закон о регистрации недвижимости, которыми уже и сведения о границах сельхозземель, в том числе угодий, границах особо ценных земель предусматривались к внесению в реестр границ ЕГРН. Способ внесения сведений о границах земель и угодий - в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Мотивировочное указание в пояснительной записке (с учетом того, что земли не являются объектом гражданских права) обращено на понятие реестра границ как составной части ЕГРН. Однако в Госдуму проект закона был внесен в сентябре 2022 года <21> (а затем принят в качестве федерального закона <22>) в усеченном виде - только в части совершенствования порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельхозназначения.
Статья: Невостребованные земельные доли как препятствие к использованию земельного участка
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)<6> Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также в части определения ценных и особо ценных земель сельскохозяйственного назначения" подготовлен Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. ID проекта 02/04/01-21/00112602 (текст по состоянию на 5 марта 2021 года).
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)<6> Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также в части определения ценных и особо ценных земель сельскохозяйственного назначения" подготовлен Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. ID проекта 02/04/01-21/00112602 (текст по состоянию на 5 марта 2021 года).
Статья: Изменение подхода к делению земель на категории в условиях развития городских агломераций
(Лисина Н.Л., Баев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)Проведение комплексной земельной реформы требует и крупных финансовых инвестиций. Разработка регламентов использования территорий неизбежно влечет проведение картографических и землеустроительных работ. Определение особо ценных сельскохозяйственных земель потребует почвенных, геоботанических и иных обследований <15>. В случае перехода от деления земель на категории к исключительно градостроительному зонированию необходимо определить источники финансирования соответствующих изысканий для подготовки регламентов использования территорий.
(Лисина Н.Л., Баев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)Проведение комплексной земельной реформы требует и крупных финансовых инвестиций. Разработка регламентов использования территорий неизбежно влечет проведение картографических и землеустроительных работ. Определение особо ценных сельскохозяйственных земель потребует почвенных, геоботанических и иных обследований <15>. В случае перехода от деления земель на категории к исключительно градостроительному зонированию необходимо определить источники финансирования соответствующих изысканий для подготовки регламентов использования территорий.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Выделяемые в границах видовых объектов части именуются в законодательстве зонами, подзонами или территориальными зонами. Так, в пределах земель сельскохозяйственного назначения такими частями, например, являются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья; в составе земель специального назначения - земли энергетики, транспорта и др. В границах населенных пунктов определяются жилые, общественно-деловые, производственные и иные зоны, именуемые территориальными зонами; при этом в составе данных (территориальных) зон также могут выделяться зоны, например, в общественно-деловые зоны входят зоны делового и общественного назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, общественно-деловые зоны иных видов (ст. 35 ГрК РФ).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Выделяемые в границах видовых объектов части именуются в законодательстве зонами, подзонами или территориальными зонами. Так, в пределах земель сельскохозяйственного назначения такими частями, например, являются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья; в составе земель специального назначения - земли энергетики, транспорта и др. В границах населенных пунктов определяются жилые, общественно-деловые, производственные и иные зоны, именуемые территориальными зонами; при этом в составе данных (территориальных) зон также могут выделяться зоны, например, в общественно-деловые зоны входят зоны делового и общественного назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, общественно-деловые зоны иных видов (ст. 35 ГрК РФ).
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (пп. 6 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (пп. 6 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статья: Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В подпункте 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ продекларирован приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. В данном случае не вызывает возражений то, что в этой норме обозначен приоритет одних видов использования земли, а именно тех, при которых необходимы уникальные качества почвенного плодородия, имеющие естественную природную ограниченность, перед другими видами использования, при которых земля предстает просто как территория, пространственный базис для размещения тех или иных объектов. Это положение, кстати, нашло развитие в другом принципе земельного законодательства, закрепленном в подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, - о приоритете сохранения особо ценных земель (включая ценные земли сельскохозяйственного назначения, земли, занятые защитными лесами) и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение их целевого назначения ограничивается или запрещается.
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В подпункте 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ продекларирован приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. В данном случае не вызывает возражений то, что в этой норме обозначен приоритет одних видов использования земли, а именно тех, при которых необходимы уникальные качества почвенного плодородия, имеющие естественную природную ограниченность, перед другими видами использования, при которых земля предстает просто как территория, пространственный базис для размещения тех или иных объектов. Это положение, кстати, нашло развитие в другом принципе земельного законодательства, закрепленном в подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, - о приоритете сохранения особо ценных земель (включая ценные земли сельскохозяйственного назначения, земли, занятые защитными лесами) и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение их целевого назначения ограничивается или запрещается.