Оспаривание нормативного акта органа местного самоуправления

Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание нормативного акта органа местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 38 "Стороны" КАС РФ"Кроме того, суд считает необходимым отметить, что ООО "РТК" применительно к заявленному административным истцом требованию является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку в силу разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" - исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)
Обратим внимание на то, что при отказе административного истца от требования об оспаривании нормативного правового акта суд прекращает производство по делу, если отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. Принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы (п. 2 ч. 2 ст. 214 КАС РФ). Также и признание требования об оспаривании нормативного правового акта органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно (ч. 10 ст. 213 КАС РФ). Эти особенности реализации распорядительных процессуальных прав обусловлены особым публично-правовым эффектом, связанным с действием нормативного правового акта.
Статья: Предмет судебной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов
(Никитин С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 5)
Как известно, в порядке административного судопроизводства (гл. 21 КАС РФ, гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ <2>, далее - АПК РФ) могут быть оспорены нормативные правовые акты, которые приняты органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами, наделенными теми или иными публичными полномочиями (ЦБ РФ, ЦИК РФ и др.). При этом, принимая во внимание, что нормативные правовые акты адресованы неопределенному, во многих случаях достаточно широкому кругу лиц, можно сказать, что любой нормативный правовой акт в той или иной мере носит публичный характер.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"
21. Исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
31.1. В другом деле в оспариваемых положениях нормативного правового акта органа местного самоуправления установлен сбор ТКО путем непосредственного сбора в мусороуборочную технику (бесконтейнерная система удаления отходов).