Оспаривание нормативных правовых актов органов местного самоуправления

Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание нормативных правовых актов органов местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации (новое поступление): Муниципальные правовые акты
(КонсультантПлюс, 2024)
...[суд указал, что - ред.] оспаривание нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе нормативных актов администраций городских округов, к подведомственности арбитражных судов не относится. При этом не имеет правового значения невключение [оспариваемого - ред.] постановления... в регистр муниципальных правовых актов субъекта РФ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)
Обратим внимание на то, что при отказе административного истца от требования об оспаривании нормативного правового акта суд прекращает производство по делу, если отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. Принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы (п. 2 ч. 2 ст. 214 КАС РФ). Также и признание требования об оспаривании нормативного правового акта органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно (ч. 10 ст. 213 КАС РФ). Эти особенности реализации распорядительных процессуальных прав обусловлены особым публично-правовым эффектом, связанным с действием нормативного правового акта.
Статья: Предмет судебной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов
(Никитин С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 5)
Как известно, в порядке административного судопроизводства (гл. 21 КАС РФ, гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ <2>, далее - АПК РФ) могут быть оспорены нормативные правовые акты, которые приняты органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами, наделенными теми или иными публичными полномочиями (ЦБ РФ, ЦИК РФ и др.). При этом, принимая во внимание, что нормативные правовые акты адресованы неопределенному, во многих случаях достаточно широкому кругу лиц, можно сказать, что любой нормативный правовой акт в той или иной мере носит публичный характер.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
7. В судебном порядке с учетом предусмотренной законом компетенции судов могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления: