Оспаривание решения муниципального органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание решения муниципального органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Решение о комплексном развитии территории как нормативный правовой акт
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)С учетом того что положения главы 21 КАС РФ, которые регулируют процедуру оспаривания нормативных правовых актов, не устанавливают каких-либо сроков исковой давности для оспаривания НПА, а пункты 19, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 закрепляют правило о том, что НПА могут быть оспорены даже после прекращения их действия, следует высказать опасение о том, что признание решения о КРТ в судебной практике в качестве нормативного правового акта может поставить под угрозу стабильность реализуемых проектов, поскольку отмененное решение о КРТ на любой стадии его реализации влечет за собой каскад отмен принятых в соответствии с ним актов распорядительного характера, заключенных сделок и проч.
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)С учетом того что положения главы 21 КАС РФ, которые регулируют процедуру оспаривания нормативных правовых актов, не устанавливают каких-либо сроков исковой давности для оспаривания НПА, а пункты 19, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 закрепляют правило о том, что НПА могут быть оспорены даже после прекращения их действия, следует высказать опасение о том, что признание решения о КРТ в судебной практике в качестве нормативного правового акта может поставить под угрозу стабильность реализуемых проектов, поскольку отмененное решение о КРТ на любой стадии его реализации влечет за собой каскад отмен принятых в соответствии с ним актов распорядительного характера, заключенных сделок и проч.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8. Решения органов публичной власти, указанные в настоящей статье, могут быть обжалованы в судебном порядке.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8. Решения органов публичной власти, указанные в настоящей статье, могут быть обжалованы в судебном порядке.
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(ред. от 31.07.2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Ситуация: Что делать, если на фасаде многоквартирного дома размещена реклама без согласия жильцов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Статья: К вопросу о полномочиях суда в делах, рассматриваемых по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (первые размышления над Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2022 г. N 55-П)
(Шварц М.З.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Статья посвящена анализу Постановления КС РФ от 15 декабря 2022 г. N 55-П, в котором КС РФ впервые признал право суда, рассматривающего дело в порядке гл. 22 КАС РФ, разрешить административный вопрос по существу наряду с предусмотренным ст. 227 КАС РФ правом обязать административного ответчика принять решение, обеспечивающее реализацию прав и интересов административного истца. Хотя предметом проверки на соответствие Конституции РФ формально выступили нормы жилищного, а не административного процессуального законодательства, КС РФ анализировал именно порядок рассмотрения административных дел об оспаривании решения органов местного самоуправления по вопросам о признании жилого помещения непригодным для проживания, и его аргументация и выводы имеют общее значение для всех дел, рассматриваемых по правилам гл. 22 КАС РФ. Изложенные в этом Постановлении правовые позиции находятся в конфликте с принципом диспозитивности административного судопроизводства и нуждаются в осмыслении в контексте как принципов административного судопроизводства и способов защиты нарушенных прав и интересов, которые могут быть использованы в нем, так и требований окончательности разрешения административного спора.
(Шварц М.З.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Статья посвящена анализу Постановления КС РФ от 15 декабря 2022 г. N 55-П, в котором КС РФ впервые признал право суда, рассматривающего дело в порядке гл. 22 КАС РФ, разрешить административный вопрос по существу наряду с предусмотренным ст. 227 КАС РФ правом обязать административного ответчика принять решение, обеспечивающее реализацию прав и интересов административного истца. Хотя предметом проверки на соответствие Конституции РФ формально выступили нормы жилищного, а не административного процессуального законодательства, КС РФ анализировал именно порядок рассмотрения административных дел об оспаривании решения органов местного самоуправления по вопросам о признании жилого помещения непригодным для проживания, и его аргументация и выводы имеют общее значение для всех дел, рассматриваемых по правилам гл. 22 КАС РФ. Изложенные в этом Постановлении правовые позиции находятся в конфликте с принципом диспозитивности административного судопроизводства и нуждаются в осмыслении в контексте как принципов административного судопроизводства и способов защиты нарушенных прав и интересов, которые могут быть использованы в нем, так и требований окончательности разрешения административного спора.
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, которые рассматриваются в порядке гл. 22 КАС РФ, установлены, в частности, следующие сроки:
(КонсультантПлюс, 2025)по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, которые рассматриваются в порядке гл. 22 КАС РФ, установлены, в частности, следующие сроки:
Статья: Роль судебного контроля в сфере деятельности органов местного самоуправления
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)В статье проанализированы основные направления судебного контроля в сфере местного самоуправления. Автором выделены основные направления формы реализации судебного контроля: судебный контроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления; рассмотрение дел об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления и муниципальных служащих; рассмотрение дел о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме. В статье уделено особое внимание степени "вмешательства" судов общей юрисдикции в деятельность органов местного самоуправления и предлагаются пути совершенствования данного вида судебного контроля.
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)В статье проанализированы основные направления судебного контроля в сфере местного самоуправления. Автором выделены основные направления формы реализации судебного контроля: судебный контроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления; рассмотрение дел об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления и муниципальных служащих; рассмотрение дел о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме. В статье уделено особое внимание степени "вмешательства" судов общей юрисдикции в деятельность органов местного самоуправления и предлагаются пути совершенствования данного вида судебного контроля.
Ситуация: Как оспорить (уменьшить) кадастровую стоимость квартиры или земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! В случае существенного снижения кадастровой стоимости квартиры или земельного участка в связи с ее установлением в размере рыночной решение комиссии может быть оспорено в суде органами местного самоуправления (органами государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) (ч. 22.1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! В случае существенного снижения кадастровой стоимости квартиры или земельного участка в связи с ее установлением в размере рыночной решение комиссии может быть оспорено в суде органами местного самоуправления (органами государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) (ч. 22.1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)по месту жительства административного истца (в случае подачи заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)по месту жительства административного истца (в случае подачи заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 11.10 комментируемой статьи также предусматривает возможность обжалования (хотя точнее было бы говорить об оспаривании) в суд решения об отказе в удовлетворении заявлений, указанных в ч. 11.8 и 11.9 данной статьи. При этом применяется порядок, предусмотренный гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС РФ. Применение положений названной главы КАС РФ разъяснено в Постановлении Пленума ВС России от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <110>.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 11.10 комментируемой статьи также предусматривает возможность обжалования (хотя точнее было бы говорить об оспаривании) в суд решения об отказе в удовлетворении заявлений, указанных в ч. 11.8 и 11.9 данной статьи. При этом применяется порядок, предусмотренный гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС РФ. Применение положений названной главы КАС РФ разъяснено в Постановлении Пленума ВС России от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <110>.
Статья: Сроки рассмотрения гражданских дел в суде общей юрисдикции
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, дела о восстановлении на работе, взыскании алиментов, сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, об оспаривании решений государственных органов или органов местного самоуправления о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, оспаривании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления о прекращении вещных прав на земельные участки (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) в связи с неисполнением обязанностей по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с указанными параметрами и требованиями, об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения рассматриваются и разрешаются до истечения месяца (ч. 2 ст. 154 ГПК РФ), заявление об отмене решения третейского суда - в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления в суд (ч. 1 ст. 420 ГПК РФ), жалоба на решение участковой комиссии о включении или невключении гражданина РФ в список участников референдума - в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно (п. 4 ст. 44 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, дела о восстановлении на работе, взыскании алиментов, сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, об оспаривании решений государственных органов или органов местного самоуправления о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, оспаривании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления о прекращении вещных прав на земельные участки (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) в связи с неисполнением обязанностей по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с указанными параметрами и требованиями, об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения рассматриваются и разрешаются до истечения месяца (ч. 2 ст. 154 ГПК РФ), заявление об отмене решения третейского суда - в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления в суд (ч. 1 ст. 420 ГПК РФ), жалоба на решение участковой комиссии о включении или невключении гражданина РФ в список участников референдума - в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно (п. 4 ст. 44 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации").