Оспаривание устава муниципального образования

Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание устава муниципального образования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 Конституции РФ"Федеральный законодатель, действуя в пределах своей компетенции (статья 72, пункты "б", "к", "н" части 1, Конституции Российской Федерации), в оспариваемом законоположении определил общие принципы установления в уставах муниципальных образований дополнительных социальных гарантий для лиц, замещавших муниципальные должности, в том числе предусмотрел возможность установления таких гарантий, связанных с расходованием средств местных бюджетов, только в отношении лиц, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе, и в этот период достигших пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"."
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.01.2024 N 88а-1308/2024
Об оставлении без изменения решения Оренбургского областного суда от 03.07.2023 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 24.10.2023, которыми отказано в признании недействующим решения Орского городского Совета депутатов от 26.01.2023 "О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от 07.06.2008 N 372 "Об утверждении регламента Орского городского Совета депутатов".
При таких обстоятельствах отсутствие в Уставе положений об основаниях, порядке и процедуре прекращения и досрочного прекращения полномочий председателя городского Совета не свидетельствует о несоответствии оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не влекут отмену состоявшихся судебных актов и принятия решения об удовлетворении заявленных требований, поскольку федеральным законодательством не предусмотрено исключительное регламентирование уставом муниципального образования. Оспариваемое решение о внесении изменений в Регламент Орского городского совета депутатов федеральному законодательству, уставу муниципального образования, нормативным актам представительного органа муниципального образования, иным муниципальным правовым актам не противоречит и прав административного истца не нарушает, процедура его принятия не нарушена.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)
Пример. В суд поступило исковое требование о признании недействительными норм устава муниципального образования. Заявленное требование было основано на ст. ст. 22, 57 ТК, комментируемой статье и мотивировано тем, что п. 6.3 устава муниципального образования противоречит положениям указанных статей, так как право администрации как учредителя муниципального учреждения относительно назначения и освобождения с занимаемой должности главного редактора газеты неправомерно ограничено мнением коллектива журналистов.
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Османкина И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2019, N 4)
Мотивы решения. Оспариваемые положения не препятствуют закреплению в уставе муниципального образования дополнительных гарантий отдельным категориям граждан, включая муниципальных служащих, в сфере жилищных отношений.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
11. В качестве административных истцов (заявителей) по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) могут выступать граждане и должностные лица, коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, а также действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации, оспаривание органом государственной власти субъекта Российской Федерации вынесенного в отношении его предписания антимонопольного органа) (статья 218 КАС РФ, часть 2 статьи 27 и часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Решение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"
Заявитель оспорил законоположение, согласно которому изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.