Освобождение от уплаты страховых взносов по уходу за ребенком
Подборка наиболее важных документов по запросу Освобождение от уплаты страховых взносов по уходу за ребенком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.1 "Объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению Отделения ФСС РФ, оплата работникам дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, производится в рамках трудовых отношений, носит систематический характер, исчисляется исходя из среднего заработка, не поименована в перечне выплат, освобождаемых от уплаты страховых взносов, следовательно, такая выплата подлежит обложению страховыми взносами.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению Отделения ФСС РФ, оплата работникам дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, производится в рамках трудовых отношений, носит систематический характер, исчисляется исходя из среднего заработка, не поименована в перечне выплат, освобождаемых от уплаты страховых взносов, следовательно, такая выплата подлежит обложению страховыми взносами.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.2 "Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")ФСС РФ доначислил страховые взносы на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, поскольку оплата работникам дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, производится в рамках трудовых отношений, носит систематический характер, исчисляется исходя из среднего заработка, не поименована в перечне выплат, освобождаемых от страховых взносов. Суд признал доначисление страховых взносов неправомерным, указав, что данные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять должный уход за ними, не относятся к вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей или к материальной выгоде.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")ФСС РФ доначислил страховые взносы на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, поскольку оплата работникам дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, производится в рамках трудовых отношений, носит систематический характер, исчисляется исходя из среднего заработка, не поименована в перечне выплат, освобождаемых от страховых взносов. Суд признал доначисление страховых взносов неправомерным, указав, что данные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять должный уход за ними, не относятся к вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей или к материальной выгоде.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ИП, не производящий выплаты и иные вознаграждения физлицам, не ведет деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет. За указанный период налоговый орган доначислил фиксированные страховые взносы. Можно ли оспорить доначисление? В какой срок представляется заявление с документами?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)Ответ: По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации непредставление заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и соответствующих подтверждающих документов не лишает индивидуального предпринимателя права оспорить доначисление за истекший период ухода за ребенком до полутора лет, при представлении в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и документов, подтверждающих осуществление ухода за ребенком и отсутствие предпринимательской деятельности в этот период.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)Ответ: По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации непредставление заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и соответствующих подтверждающих документов не лишает индивидуального предпринимателя права оспорить доначисление за истекший период ухода за ребенком до полутора лет, при представлении в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и документов, подтверждающих осуществление ухода за ребенком и отсутствие предпринимательской деятельности в этот период.
Вопрос: Об освобождении ИП от страховых взносов за себя при уходе за ребенком с полутора до трех лет.
(Письмо Минфина России от 31.05.2024 N 03-15-05/50599)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минфина России 20.05.2024, по вопросу освобождения от уплаты страховых взносов индивидуального предпринимателя (не работодателя), временно не осуществляющего предпринимательскую деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 31.05.2024 N 03-15-05/50599)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минфина России 20.05.2024, по вопросу освобождения от уплаты страховых взносов индивидуального предпринимателя (не работодателя), временно не осуществляющего предпринимательскую деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, и сообщает следующее.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.04.2021 N 12-П
"По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.А. Беловой"Пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации воспроизводит положения части 6 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 1 января 2017 года), которая была введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ с учетом правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 182-О применительно к вопросу об освобождении индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период осуществления ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в течение которого предпринимательская деятельность не осуществлялась.
"По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.А. Беловой"Пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации воспроизводит положения части 6 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 1 января 2017 года), которая была введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ с учетом правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 182-О применительно к вопросу об освобождении индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период осуществления ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в течение которого предпринимательская деятельность не осуществлялась.
Определение Конституционного Суда РФ от 10.02.2016 N 218-О
"По запросу Куйбышевского районного суда города Омска о проверке конституционности частей 4 и 4.1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"Таким образом, положения статьи 14, включая оспариваемые заявителем ее части 4 и 4.1, Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, не предусматривали освобождение индивидуальных предпринимателей от исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период осуществления ухода за ребенком до полутора лет, если в это время они не осуществляли предпринимательскую деятельность.
"По запросу Куйбышевского районного суда города Омска о проверке конституционности частей 4 и 4.1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"Таким образом, положения статьи 14, включая оспариваемые заявителем ее части 4 и 4.1, Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, не предусматривали освобождение индивидуальных предпринимателей от исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период осуществления ухода за ребенком до полутора лет, если в это время они не осуществляли предпринимательскую деятельность.