Отчуждение объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Отчуждение объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Если исковые требования заключаются в обязании выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (охранное обязательство), то принятие обеспечительных мер в виде запрета ответчику совершать действия, направленные на отчуждение объекта культурного наследия, и запрета Управлению Росреестра осуществлять какие-либо регистрационные действия в отношении этого объекта не может быть признано обоснованным. Если к моменту перехода права в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, то обязанность нового владельца по выполнению такого обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом. Переход права собственности на объект культурного наследия к другому собственнику не может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда по обязанию выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, также исполнение решения суда иным собственником не может причинить истцу какой-либо ущерб.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Если исковые требования заключаются в обязании выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (охранное обязательство), то принятие обеспечительных мер в виде запрета ответчику совершать действия, направленные на отчуждение объекта культурного наследия, и запрета Управлению Росреестра осуществлять какие-либо регистрационные действия в отношении этого объекта не может быть признано обоснованным. Если к моменту перехода права в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, то обязанность нового владельца по выполнению такого обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом. Переход права собственности на объект культурного наследия к другому собственнику не может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда по обязанию выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, также исполнение решения суда иным собственником не может причинить истцу какой-либо ущерб.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Неслучайно в определении того, что формирует идентичность народов, указано, что это - памятники (памятники культуры). Только теперь речь идет о памяти народов. Я. Ассман говорит о культурной памяти, опирающейся на культурные места - горы, дороги, даже целые города <1>. В этом смысле памятник культуры не может быть присвоен, стать своим для отдельной, частной личности просто потому, что для нее он не является памятником, он не находится в ее памяти, а представляет собой что-то другое. Памятник культуры может быть лишь собственностью носителя этой культуры, общей памяти, т.е. определенной общности людей. В российском законодательстве это положение закреплено в ст. 50 Закона об объектах культурного наследия в виде нормы о запрете отчуждения объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятников и ансамблей, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников и объектов археологического наследия из государственной собственности. Здесь заложена та оппозиция частной и публичной собственности на памятник культуры, которая составляет одну из практических проблем права собственности.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Неслучайно в определении того, что формирует идентичность народов, указано, что это - памятники (памятники культуры). Только теперь речь идет о памяти народов. Я. Ассман говорит о культурной памяти, опирающейся на культурные места - горы, дороги, даже целые города <1>. В этом смысле памятник культуры не может быть присвоен, стать своим для отдельной, частной личности просто потому, что для нее он не является памятником, он не находится в ее памяти, а представляет собой что-то другое. Памятник культуры может быть лишь собственностью носителя этой культуры, общей памяти, т.е. определенной общности людей. В российском законодательстве это положение закреплено в ст. 50 Закона об объектах культурного наследия в виде нормы о запрете отчуждения объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятников и ансамблей, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников и объектов археологического наследия из государственной собственности. Здесь заложена та оппозиция частной и публичной собственности на памятник культуры, которая составляет одну из практических проблем права собственности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"15) формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"15) формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)4) отчуждение объекта культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" путем продажи на конкурсе либо продажи на аукционе, если предметом аукциона является объект культурного наследия, находящийся в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)4) отчуждение объекта культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" путем продажи на конкурсе либо продажи на аукционе, если предметом аукциона является объект культурного наследия, находящийся в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.