Отдел судебных приставов не является самостоятельным юридическим лицом
Подборка наиболее важных документов по запросу Отдел судебных приставов не является самостоятельным юридическим лицом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2024 N 13АП-16260/2024 по делу N А56-92399/2020
Процессуальные вопросы: 1) О наложении судебного штрафа - за неисполнение определений суда; 2) О восстановлении срока подачи апелляционной жалобы.
Решение: 2) Удовлетворено в связи с наличием уважительности причин пропуска срока.Отдел судебных приставов, в соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 30.03.2020 N 64, Положением об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области, утвержденным приказом Федеральной службы судебных приставов от 30.04.2020 N 364, не является самостоятельным государственным органом и юридическим лицом, и в силу действующего законодательства, в частности положений ст. 49, 51, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 43 АПК РФ, не обладает материальной гражданско-правовой и процессуальной правоспособностью в связи с чем не может являться субъектом ответственности в виде судебного штрафа, предусмотренного ст. 119 АПК РФ.
Процессуальные вопросы: 1) О наложении судебного штрафа - за неисполнение определений суда; 2) О восстановлении срока подачи апелляционной жалобы.
Решение: 2) Удовлетворено в связи с наличием уважительности причин пропуска срока.Отдел судебных приставов, в соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 30.03.2020 N 64, Положением об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области, утвержденным приказом Федеральной службы судебных приставов от 30.04.2020 N 364, не является самостоятельным государственным органом и юридическим лицом, и в силу действующего законодательства, в частности положений ст. 49, 51, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 43 АПК РФ, не обладает материальной гражданско-правовой и процессуальной правоспособностью в связи с чем не может являться субъектом ответственности в виде судебного штрафа, предусмотренного ст. 119 АПК РФ.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 N 07АП-10482/2021 по делу N А45-20110/2021
Требование: Об отмене определения о наложении судебного штрафа.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отдел, в соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 30.03.2020 N 64, Положением об УФССП по Новосибирской области, утвержденным приказом Федеральной службы судебных приставов от 30.04.2020 N 364, не является самостоятельным государственным органом и юридическим лицом, и в силу действующего законодательства, в частности положений статей 49, 51, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 43 АПК РФ, не обладает материальной гражданско-правовой и процессуальной правоспособностью, в связи с чем не может являться субъектом ответственности в виде судебного штрафа, предусмотренного статьей 119 АПК РФ.
Требование: Об отмене определения о наложении судебного штрафа.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отдел, в соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 30.03.2020 N 64, Положением об УФССП по Новосибирской области, утвержденным приказом Федеральной службы судебных приставов от 30.04.2020 N 364, не является самостоятельным государственным органом и юридическим лицом, и в силу действующего законодательства, в частности положений статей 49, 51, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 43 АПК РФ, не обладает материальной гражданско-правовой и процессуальной правоспособностью, в связи с чем не может являться субъектом ответственности в виде судебного штрафа, предусмотренного статьей 119 АПК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Разделы I - II: Постатейный научно-практический комментарий"
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
(науч. ред. В.В. Гущин)
("Библиотечка "Российской газеты", 2013)Так, материалами дела установлена информированность Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам о необходимости представления истребованных судом документов, обеспечения явки представителя в судебное заседание. Установленный определениями суда срок для представления документов в суд является достаточным. Определения суда, возлагающие на отдел данную обязанность, были вручены ему надлежащим образом в срок, обеспечивающий возможность их исполнения. Непредставление истребованных судом документов послужило основанием для отложения судебного разбирательства. Между тем суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод отдела судебных приставов о том, что он не является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем на него не может быть наложен судебный штраф, при этом апелляционная коллегия исходит из следующего. УФССП по Кемеровской области извещалось о рассмотрении вопроса о наложении судебного штрафа и дате судебного заседания путем направления судом определения по делу от 03.05.2011, которым оно было привлечено к участию в рассмотрении дела. Указанное определение получено УФССП 10.05.2011, что следует из уведомления о получении почтового отправления. Письменных заявлений или отзывов по названому делу и вопросу о наложении судом штрафа от УФССП не поступало. При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отдел, являясь структурным подразделением УФССП по Кемеровской области, не имеющим статуса юридического лица, а следовательно, способности своими действиями осуществлять процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности, не может нести ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей. Учитывая заблаговременное и неоднократное извещение Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам о необходимости представить истребованные доказательства, непоступление мотивированного ответа о причинах невозможности исполнения требования суда, а также являющееся следствием указанных обстоятельств нарушение сроков рассмотрения дела и невозможность исследования судом в рамках данного дела конкретных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для привлечения к ответственности за неисполнение процессуальных обязанностей, включая необеспечение их исполнения структурным подразделением, УФССП по Кемеровской области в виде наложения судебного штрафа. Таким образом, суд апелляционной инстанции принял решение о наложении штрафа на УФССП в размере 10 тыс. руб.
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
(науч. ред. В.В. Гущин)
("Библиотечка "Российской газеты", 2013)Так, материалами дела установлена информированность Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам о необходимости представления истребованных судом документов, обеспечения явки представителя в судебное заседание. Установленный определениями суда срок для представления документов в суд является достаточным. Определения суда, возлагающие на отдел данную обязанность, были вручены ему надлежащим образом в срок, обеспечивающий возможность их исполнения. Непредставление истребованных судом документов послужило основанием для отложения судебного разбирательства. Между тем суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод отдела судебных приставов о том, что он не является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем на него не может быть наложен судебный штраф, при этом апелляционная коллегия исходит из следующего. УФССП по Кемеровской области извещалось о рассмотрении вопроса о наложении судебного штрафа и дате судебного заседания путем направления судом определения по делу от 03.05.2011, которым оно было привлечено к участию в рассмотрении дела. Указанное определение получено УФССП 10.05.2011, что следует из уведомления о получении почтового отправления. Письменных заявлений или отзывов по названому делу и вопросу о наложении судом штрафа от УФССП не поступало. При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отдел, являясь структурным подразделением УФССП по Кемеровской области, не имеющим статуса юридического лица, а следовательно, способности своими действиями осуществлять процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности, не может нести ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей. Учитывая заблаговременное и неоднократное извещение Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам о необходимости представить истребованные доказательства, непоступление мотивированного ответа о причинах невозможности исполнения требования суда, а также являющееся следствием указанных обстоятельств нарушение сроков рассмотрения дела и невозможность исследования судом в рамках данного дела конкретных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для привлечения к ответственности за неисполнение процессуальных обязанностей, включая необеспечение их исполнения структурным подразделением, УФССП по Кемеровской области в виде наложения судебного штрафа. Таким образом, суд апелляционной инстанции принял решение о наложении штрафа на УФССП в размере 10 тыс. руб.
Статья: Судьи спорят
(Потеева А., Корюкаева Т.)
("ЭЖ-Юрист", 2009, N 4)Функции принудительного исполнения возложены в целом на орган принудительного исполнения, внутри которого полномочия дифференцированы и разграничены по компетенции между подразделениями судебных приставов и должностными лицами - судебными приставами. Судебный пристав-исполнитель в рамках делегированных ему полномочий властного характера, несмотря на свою правовую самостоятельность, выступает не просто в личном качестве, а от имени соответствующего органа власти. Ответственность, в том числе гражданско-правовую, за действия должностного лица несет орган, в штате которого состоит и от имени которого уполномочено осуществлять свои функции указанное должностное лицо (ст. 1068 ГК РФ). Поскольку подразделение (отдел) судебных приставов не является юридическим лицом, взыскание судебных издержек следует производить с вышестоящего органа (территориального подразделения ФССП) (Постановление ФАС СКО от 07.02.2007 N Ф08-6956/2006).
(Потеева А., Корюкаева Т.)
("ЭЖ-Юрист", 2009, N 4)Функции принудительного исполнения возложены в целом на орган принудительного исполнения, внутри которого полномочия дифференцированы и разграничены по компетенции между подразделениями судебных приставов и должностными лицами - судебными приставами. Судебный пристав-исполнитель в рамках делегированных ему полномочий властного характера, несмотря на свою правовую самостоятельность, выступает не просто в личном качестве, а от имени соответствующего органа власти. Ответственность, в том числе гражданско-правовую, за действия должностного лица несет орган, в штате которого состоит и от имени которого уполномочено осуществлять свои функции указанное должностное лицо (ст. 1068 ГК РФ). Поскольку подразделение (отдел) судебных приставов не является юридическим лицом, взыскание судебных издержек следует производить с вышестоящего органа (территориального подразделения ФССП) (Постановление ФАС СКО от 07.02.2007 N Ф08-6956/2006).