Отказ от льготы по ст 149

Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ от льготы по ст 149 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
По мнению налогоплательщика (управляющей компании), ему неправомерно отказано в применении предусмотренной подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ льготы по НДС при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, приобретенных у спорного контрагента.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: "Отказная" льгота по НДС: актуальные вопросы
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 5)
Как отказаться от льготы, предусмотренной п. 3 ст. 149 НК РФ? Какие налоговые последствия предусмотрены для налогоплательщика, если он своевременно не уведомил налоговый орган об отказе от льготы? Можно ли отозвать заявления о таком отказе? На эти и некоторые другие вопросы дадим ответы далее.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 2)
Вместе с тем стоит отметить, что после принятия Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 Минфин РФ в Письме от 10.12.2015 N 03-07-14/72142 отметил, что в ситуации, когда налогоплательщик не уведомил налоговый орган об отказе от льготы согласно п. 5 ст. 149 НК РФ, но реализует необлагаемые товары (работы, услуги) с начислением НДС по ставке 18% и применяет вычеты, можно руководствоваться п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 33.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2017 N 34-П
"По делу о проверке конституционности пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта"
Нарушение оспариваемыми законоположениями своих прав, гарантированных статьями 2, 6 (часть 2), 8, 15 (части 1 и 2), 19 (часть 2), 34, 35, 45, 46, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, АО "Флот Новороссийского морского торгового порта" усматривает в том, что они содержат неоднозначное и неопределенное понятие "работы (услуги) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период их стоянки в портах", что, в свою очередь, приводит к их произвольному толкованию правоприменительными органами, допускающему при оказании услуг буксиров по установке (снятию) боновых ограждений на время сливоналивных операций отказ в возможности использования льготы по налогу на добавленную стоимость (подпункт 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации), и не позволяют признавать основанием освобождения налогоплательщика от начисления сумм пени при выявлении недоимки и от привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения письма Министерства транспорта Российской Федерации, содержащие разъяснения по отдельным вопросам применения отраслевого законодательства (услуг по обслуживанию морских судов в период их стоянки в морском порту), влияющие на размер налоговых обязательств налогоплательщика, полученные заявителем по рекомендации Министерства финансов Российской Федерации (пункт 8 статьи 75 и подпункт 3 пункта 1 статьи 111).
Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 N 966-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Лаборатория Касперского" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 149, 170 и 171 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статей 304 и 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Вместе с тем Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен перечень операций, освобожденных от налогообложения (статьи 149 и 150), когда товар (работа, услуга) реализуется конечным потребителям без выставления им суммы налога на добавленную стоимость. Указанное регулирование следует рассматривать как способ предоставления участникам экономических отношений льгот при уплате налога на добавленную стоимость, направленных в том числе на создание благоприятных условий для развития той или иной сферы экономической деятельности. В таком случае цена товара (работы, услуги) для конечного потребителя снижается, а налогоплательщик относит долю "входного" налога на добавленную стоимость (налога, уплаченного им поставщикам) на свои расходы в части, приходящейся на такие операции. При этом он в силу Налогового кодекса Российской Федерации обязан вести раздельный учет операций, подлежащих налогообложению, и операций, освобожденных от налогообложения (статья 170). В силу пункта 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе отказаться от предоставления ему соответствующей льготы (освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость).