Отказ в одностороннем порядке до приемки работ
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в одностороннем порядке до приемки работ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 740 "Договор строительного подряда" ГК РФ"Доводы ответчика о том, что исходя из пункта 2.3 контрактов, а также статей 702, 740, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации единичные работы, выполненные истцом, не подлежат приемке в отрыве от всего комплекса работ, как не представляющие интереса для ответчика, в связи с чем оплате такие работы также не подлежат, правомерно отклонены апелляционным судом, так как исходя из буквального толкования названных пунктов контрактов следует, что ими определяется непосредственно порядок оплаты и не устанавливается запрет на приемку и оплату частично выполненных работ в результате одностороннего отказа заказчика от договора."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 720 "Приемка заказчиком работы, выполненной подрядчиком" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Как следует из п. п. 8, 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", односторонний акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору, и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
(Арбитражный суд Уральского округа)Как следует из п. п. 8, 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", односторонний акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору, и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения2.1. Вывод из судебной практики: Подрядчик, который не известил заказчика о завершении работ и не вызвал его для приемки, не может ссылаться на отказ заказчика от приемки работ и требовать их оплаты на основании одностороннего акта сдачи.
Статья: Дискуссионные возможности юрисдикционной защиты гражданских прав и законных интересов в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Соломонов Е.В., Юрицин А.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Полагаем, что законодателем некорректно отождествлены содержание контракта и материалы, составляющие закупочную документацию. Безусловно, не вызывают замечаний такие условия, как объект закупки, его количество (объем), стоимость. В то же время выходит, что заказчик в одностороннем и безоговорочном порядке в полном объеме определяет права и обязанности сторон, графики доставки, специфику процедур приемки товаров (работ, услуг), право одностороннего отказа от договора и потенциально иные обязательства. Стоит ли говорить о том, что содержание контракта может быть чрезмерно обременительно для исполнителя, что заказчик может злоупотребить своими правами?.. Данные обстоятельства вызывают обоснованное недоумение, так как последние изменения, касающиеся понимания природы государственных и муниципальных контрактов, выраженные в их легальных дефинициях, прямо определяют контракт через конструкцию гражданско-правового договора при одновременном указании на то, что законодательство о контрактной системе в том числе основывается на положениях гражданского законодательства, следовательно, и на принципах равенства участников, свободы договора, обеспечения безусловной судебной защиты и восстановления нарушенных прав (ст. 2, подп. 8, 8.1 п. 1 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ).
(Соломонов Е.В., Юрицин А.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Полагаем, что законодателем некорректно отождествлены содержание контракта и материалы, составляющие закупочную документацию. Безусловно, не вызывают замечаний такие условия, как объект закупки, его количество (объем), стоимость. В то же время выходит, что заказчик в одностороннем и безоговорочном порядке в полном объеме определяет права и обязанности сторон, графики доставки, специфику процедур приемки товаров (работ, услуг), право одностороннего отказа от договора и потенциально иные обязательства. Стоит ли говорить о том, что содержание контракта может быть чрезмерно обременительно для исполнителя, что заказчик может злоупотребить своими правами?.. Данные обстоятельства вызывают обоснованное недоумение, так как последние изменения, касающиеся понимания природы государственных и муниципальных контрактов, выраженные в их легальных дефинициях, прямо определяют контракт через конструкцию гражданско-правового договора при одновременном указании на то, что законодательство о контрактной системе в том числе основывается на положениях гражданского законодательства, следовательно, и на принципах равенства участников, свободы договора, обеспечения безусловной судебной защиты и восстановления нарушенных прав (ст. 2, подп. 8, 8.1 п. 1 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ).
Нормативные акты
Решение Тюменского УФАС России от 04.12.2023 по делу N РНП-72-196/23
О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Учитывая, что факт существенного нарушения условий государственного контракта подтвержден (по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, условия контракта не исполнены в полном объеме, подписанный сторонами по контракту акт приемки подтверждающий приемку результата работ (услуг) в полном объеме, с надлежащим качеством в материалы рассматриваемого дела не представлен), преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссией Тюменского УФАС России не установлена, доказательства того, что заказчик препятствовал подрядчику (исполнителю) надлежащим образом исполнить обязательства по контракту не представлены, обстоятельства непреодолимой силы не установлены, процедура расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком соблюдена, в этой связи, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ИП Л.
О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Учитывая, что факт существенного нарушения условий государственного контракта подтвержден (по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, условия контракта не исполнены в полном объеме, подписанный сторонами по контракту акт приемки подтверждающий приемку результата работ (услуг) в полном объеме, с надлежащим качеством в материалы рассматриваемого дела не представлен), преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссией Тюменского УФАС России не установлена, доказательства того, что заказчик препятствовал подрядчику (исполнителю) надлежащим образом исполнить обязательства по контракту не представлены, обстоятельства непреодолимой силы не установлены, процедура расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком соблюдена, в этой связи, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ИП Л.
Решение Якутского УФАС России от 15.04.2024 по делу N 014/06/104-590/2024
Нарушение: ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе.
Решение: Отказать во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).29.03.2024 г. заинтересованное лицо в адрес Заказчика направлены справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1, локальный сметный расчет N 02-01-01-01, Акт о приемке выполненных работ N 1 на дополнительные работы, тогда как Заказчиком 25.03.2024 г. уже было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, выполнение дополнительных работ являлось инициативой Подрядчика.
Нарушение: ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе.
Решение: Отказать во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).29.03.2024 г. заинтересованное лицо в адрес Заказчика направлены справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1, локальный сметный расчет N 02-01-01-01, Акт о приемке выполненных работ N 1 на дополнительные работы, тогда как Заказчиком 25.03.2024 г. уже было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, выполнение дополнительных работ являлось инициативой Подрядчика.