Отказ в приеме на работу при наличии судимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в приеме на работу при наличии судимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная защита права на надлежащее оформление трудовых отношений в Российской Федерации
(Сошникова Т.А., Савченков В.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2020, N 3)Руководствуясь указанным разъяснением Пленума Верховного Суда РФ, суды отказывают в обязании работодателя заключить трудовой договор, несмотря на обращение работодателя в органы занятости в связи с наличием вакансии и проведением собеседования с лицом, ищущим работу. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 26 февраля 2014 г. установлено, что истцу, получившему от органов занятости направление о возможном трудоустройстве, работодателем оно было возвращено с записью о том, что он не прошел проверку органов безопасности в связи с наличием судимости. В судебном заседании представитель ответчика в обоснование своего отказа истцу в приеме на работу указывал на отсутствие на момент собеседования с истцом вакантной должности, ссылаясь также на то, что указание в направлении на работу на наличие у истца судимости не является причиной, послужившей основанием для отказа в приеме на работу, а было ошибочно вписано в направление. Суд пришел к выводу, что отказ является правомерным в связи с отсутствием свободных вакансий <6>.
(Сошникова Т.А., Савченков В.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2020, N 3)Руководствуясь указанным разъяснением Пленума Верховного Суда РФ, суды отказывают в обязании работодателя заключить трудовой договор, несмотря на обращение работодателя в органы занятости в связи с наличием вакансии и проведением собеседования с лицом, ищущим работу. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 26 февраля 2014 г. установлено, что истцу, получившему от органов занятости направление о возможном трудоустройстве, работодателем оно было возвращено с записью о том, что он не прошел проверку органов безопасности в связи с наличием судимости. В судебном заседании представитель ответчика в обоснование своего отказа истцу в приеме на работу указывал на отсутствие на момент собеседования с истцом вакантной должности, ссылаясь также на то, что указание в направлении на работу на наличие у истца судимости не является причиной, послужившей основанием для отказа в приеме на работу, а было ошибочно вписано в направление. Суд пришел к выводу, что отказ является правомерным в связи с отсутствием свободных вакансий <6>.
Статья: Бесплатные сервисы проверки соискателей
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2022, N 7)Вместе с тем дисквалификация или наличие судимости не означают полный запрет на трудовую деятельность. Запрет распространяется на конкретные должности и виды деятельности и зависит от характера правонарушения. Скажем, отказ соискателю в приеме на работу по должности переводчика с судимостью за преступление против собственности (например, за мошенничество в сфере страхования) будет признан судом незаконным. А вот перспективы признания судом неправомерным отказа кандидату с судимостью за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью в приеме на должность музыкального руководителя в детский лагерь - ничтожны.
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2022, N 7)Вместе с тем дисквалификация или наличие судимости не означают полный запрет на трудовую деятельность. Запрет распространяется на конкретные должности и виды деятельности и зависит от характера правонарушения. Скажем, отказ соискателю в приеме на работу по должности переводчика с судимостью за преступление против собственности (например, за мошенничество в сфере страхования) будет признан судом незаконным. А вот перспективы признания судом неправомерным отказа кандидату с судимостью за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью в приеме на должность музыкального руководителя в детский лагерь - ничтожны.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.02.2020 N 8-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой"В подтверждение своих доводов заявительница приводит, в частности, позицию Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, высказанную в письме от 21 августа 2018 года N 18-0/10/ООГ-1216, из которого следует, что информация о наличии или отсутствии судимости указывается гражданином лишь при поступлении на государственную гражданскую службу, в силу чего у гражданина, поступающего на муниципальную службу, не возникает обязанности заполнения пункта 9 анкеты. Кроме того, в указанном письме отмечается, что в целях обеспечения единства ограничений и обязательств при прохождении государственной гражданской службы и муниципальной службы гражданину, поступающему на муниципальную службу, может быть лишь рекомендовано представить информацию о наличии либо отсутствии у него судимости, в то время как неуказание в анкете данных о том, что такой гражданин был судим, само по себе не может рассматриваться как представление работодателю заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (контракта) и служить основанием для отказа в поступлении на муниципальную службу.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой"В подтверждение своих доводов заявительница приводит, в частности, позицию Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, высказанную в письме от 21 августа 2018 года N 18-0/10/ООГ-1216, из которого следует, что информация о наличии или отсутствии судимости указывается гражданином лишь при поступлении на государственную гражданскую службу, в силу чего у гражданина, поступающего на муниципальную службу, не возникает обязанности заполнения пункта 9 анкеты. Кроме того, в указанном письме отмечается, что в целях обеспечения единства ограничений и обязательств при прохождении государственной гражданской службы и муниципальной службы гражданину, поступающему на муниципальную службу, может быть лишь рекомендовано представить информацию о наличии либо отсутствии у него судимости, в то время как неуказание в анкете данных о том, что такой гражданин был судим, само по себе не может рассматриваться как представление работодателю заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (контракта) и служить основанием для отказа в поступлении на муниципальную службу.
<Письмо> МВД России от 26.07.2018 N 1/8552, Минтруда России от 06.07.2018 N 14-2/10/В-4658, Минкомсвязи России от 06.07.2018 N АК-П13-062-14725
"О направлении разъяснений по вопросу приема кадровыми службами органов и организаций справок об отсутствии судимости в электронной форме"В соответствии с требованиями статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее - справка об отсутствии судимости), - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
"О направлении разъяснений по вопросу приема кадровыми службами органов и организаций справок об отсутствии судимости в электронной форме"В соответствии с требованиями статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее - справка об отсутствии судимости), - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.