Отказ в возврате излишне уплаченного налога
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в возврате излишне уплаченного налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченных налогов. Суд установил, что в период ведения конкурсного производства в 2019 году конкурсный управляющий подал уточненную декларацию по НДС за IV квартал 2017 года, заявив в ней налог к уменьшению. Полагая, что в результате подачи указанной декларации у общества образовалась переплата по налогам, 16.08.2021 конкурсный управляющий направил в инспекцию заявление о возврате излишне уплаченных налогов. Налоговый орган в возврате переплаты отказал, сославшись на пропуск установленного ст. 78 НК РФ срока. Суд признал отказ правомерным, указав, что общество могло и должно было знать о переплате как в момент исчисления налогов, так и в момент уплаты, поскольку налогоплательщики самостоятельно исчисляют и уплачивают НДС. Суд указал, что из положений ст. 53 ГК РФ, ст. ст. 63, 126, 127 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что при банкротстве юридического лица замены стороны в налоговом правоотношении не происходит, переход к конкурсному управляющему полномочий руководителя должника не влияет на права и обязанности налогоплательщика, предусмотренные в том числе ст. 78 НК РФ, неосведомленность конкурсного управляющего о наличии переплаты не свидетельствует о перерыве срока для подачи заявления о возврате налога. Довод конкурсного управляющего о том, что о наличии переплаты обществу могло стать известно не ранее 23.09.2021, когда часть требований налогового органа была исключена судом из реестра требований кредиторов, был отклонен судом, поскольку с заявлением о возврате переплаты в налоговый орган конкурсный управляющий обратился в августе 2021 года.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченных налогов. Суд установил, что в период ведения конкурсного производства в 2019 году конкурсный управляющий подал уточненную декларацию по НДС за IV квартал 2017 года, заявив в ней налог к уменьшению. Полагая, что в результате подачи указанной декларации у общества образовалась переплата по налогам, 16.08.2021 конкурсный управляющий направил в инспекцию заявление о возврате излишне уплаченных налогов. Налоговый орган в возврате переплаты отказал, сославшись на пропуск установленного ст. 78 НК РФ срока. Суд признал отказ правомерным, указав, что общество могло и должно было знать о переплате как в момент исчисления налогов, так и в момент уплаты, поскольку налогоплательщики самостоятельно исчисляют и уплачивают НДС. Суд указал, что из положений ст. 53 ГК РФ, ст. ст. 63, 126, 127 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что при банкротстве юридического лица замены стороны в налоговом правоотношении не происходит, переход к конкурсному управляющему полномочий руководителя должника не влияет на права и обязанности налогоплательщика, предусмотренные в том числе ст. 78 НК РФ, неосведомленность конкурсного управляющего о наличии переплаты не свидетельствует о перерыве срока для подачи заявления о возврате налога. Довод конкурсного управляющего о том, что о наличии переплаты обществу могло стать известно не ранее 23.09.2021, когда часть требований налогового органа была исключена судом из реестра требований кредиторов, был отклонен судом, поскольку с заявлением о возврате переплаты в налоговый орган конкурсный управляющий обратился в августе 2021 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ4. ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 13.05.2022 N Ф05-8668/2022 <Об обязании инспекции возвратить фирме "прибыльную" переплату>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2022, N 16)Компании было отказано в возврате излишне уплаченного налога. Фирма пошла в суд, и АС МО в Постановлении от 13.05.2022 N Ф05-8668/2022 встал на ее сторону. Ведь факт излишней (двойной) уплаты налога в бюджет сомнений не вызывает. Контролеры ставили право компании на возврат переплаты в зависимость от действий третьего лица, но это, по мнению арбитров, противоречит Налоговому кодексу и судебной практике.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2022, N 16)Компании было отказано в возврате излишне уплаченного налога. Фирма пошла в суд, и АС МО в Постановлении от 13.05.2022 N Ф05-8668/2022 встал на ее сторону. Ведь факт излишней (двойной) уплаты налога в бюджет сомнений не вызывает. Контролеры ставили право компании на возврат переплаты в зависимость от действий третьего лица, но это, по мнению арбитров, противоречит Налоговому кодексу и судебной практике.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"по требованиям о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов (таможенных платежей), заявленным после отказа налоговых (таможенных) органов в возврате (зачете) спорных сумм в добровольном порядке по заявлению плательщика (статья 78 НК РФ, статья 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"по требованиям о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов (таможенных платежей), заявленным после отказа налоговых (таможенных) органов в возврате (зачете) спорных сумм в добровольном порядке по заявлению плательщика (статья 78 НК РФ, статья 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").