Отказ во включении в список детей-сирот
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ во включении в список детей-сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ЖК РФПри таких обстоятельствах выводы нижестоящих судов об отсутствии у ответчиков правовых оснований для отказа О.В. во включении ее в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением по договору специализированного найма по новому месту жительства, являющегося в свою очередь основанием для исключения ее из аналогичного списка по прежнему месту жительства, и следовательно о незаконности принятого по заявлению истца распоряжения, понуждению к восстановлению прав истца, являются основанными на законе."
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.09.2022 N 88-21814/2022
Категория: Споры в социальной сфере.
Требования заявителя: О признании незаконным постановления об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории района.
Обстоятельства: Факт отсутствия регистрации по месту жительства сам по себе не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение: Удовлетворено в части.Обращаясь в суд с иском, Р. указала, что оспариваемое ею постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является незаконным, поскольку смена постоянного места жительства, а именно переезд на территорию Городецкого муниципального района при реализации истцом права на выбор места жительства, не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Категория: Споры в социальной сфере.
Требования заявителя: О признании незаконным постановления об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории района.
Обстоятельства: Факт отсутствия регистрации по месту жительства сам по себе не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение: Удовлетворено в части.Обращаясь в суд с иском, Р. указала, что оспариваемое ею постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является незаконным, поскольку смена постоянного места жительства, а именно переезд на территорию Городецкого муниципального района при реализации истцом права на выбор места жительства, не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового режима жилых помещений для детей-сирот
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Характерные особенности правового режима жилых помещений для детей-сирот можно выявить как при предоставлении, так и в процессе пользования ими. Предоставлению жилого помещения в специализированном жилищном фонде предшествует включение детей-сирот в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Многие исследователи подчеркивают, что для данной социальной группы наиболее сложным периодом является этап вступления во взрослую жизнь, характеризующийся необходимостью решения таких задач, как трудоустройство, организация быта и, что особенно важно, обеспечение жильем <4>. Именно по этой причине порядок учета детей-сирот и правила предоставления жилых помещений должны быть максимально детализированы во избежание спорных ситуаций и возможности их противоречивого толкования. Судебная практика, к сожалению, изобилует спорами об отказе детям-сиротам во включении в названный список, необоснованном исключении из него, нарушении их прав при предоставлении жилых помещений и т.п. <5>.
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Характерные особенности правового режима жилых помещений для детей-сирот можно выявить как при предоставлении, так и в процессе пользования ими. Предоставлению жилого помещения в специализированном жилищном фонде предшествует включение детей-сирот в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Многие исследователи подчеркивают, что для данной социальной группы наиболее сложным периодом является этап вступления во взрослую жизнь, характеризующийся необходимостью решения таких задач, как трудоустройство, организация быта и, что особенно важно, обеспечение жильем <4>. Именно по этой причине порядок учета детей-сирот и правила предоставления жилых помещений должны быть максимально детализированы во избежание спорных ситуаций и возможности их противоречивого толкования. Судебная практика, к сожалению, изобилует спорами об отказе детям-сиротам во включении в названный список, необоснованном исключении из него, нарушении их прав при предоставлении жилых помещений и т.п. <5>.
Статья: Проблемы реализации права сирот на предоставление жилья. Судебная практика
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 8)Решением суда первой инстанции исковые требования Г. удовлетворены. Суд признал незаконным отказ управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области во включении Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области; за Г. признано право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе Люберцы Московской области. На управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области возложена обязанность включить Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 8)Решением суда первой инстанции исковые требования Г. удовлетворены. Суд признал незаконным отказ управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области во включении Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области; за Г. признано право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе Люберцы Московской области. На управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области возложена обязанность включить Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)А. обратился в суд с иском к администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону <5> о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и об обязании включить его в указанный список.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)А. обратился в суд с иском к администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону <5> о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и об обязании включить его в указанный список.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2386
"О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
(вместе с "Положением о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере")36. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации размещают на единой цифровой платформе сведения, предусмотренные разделом 9 состава информации, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения исполнительного органа субъекта Российской Федерации о включении (об отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства".
"О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
(вместе с "Положением о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере")36. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации размещают на единой цифровой платформе сведения, предусмотренные разделом 9 состава информации, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения исполнительного органа субъекта Российской Федерации о включении (об отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства".