Отказ во включении в список детей-сирот

Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ во включении в список детей-сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ЖК РФПри таких обстоятельствах выводы нижестоящих судов об отсутствии у ответчиков правовых оснований для отказа О.В. во включении ее в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением по договору специализированного найма по новому месту жительства, являющегося в свою очередь основанием для исключения ее из аналогичного списка по прежнему месту жительства, и следовательно о незаконности принятого по заявлению истца распоряжения, понуждению к восстановлению прав истца, являются основанными на законе."
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.09.2022 N 88-21814/2022
Категория: Споры в социальной сфере.
Требования заявителя: О признании незаконным постановления об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории района.
Обстоятельства: Факт отсутствия регистрации по месту жительства сам по себе не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение: Удовлетворено в части.
Обращаясь в суд с иском, Р. указала, что оспариваемое ею постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является незаконным, поскольку смена постоянного места жительства, а именно переезд на территорию Городецкого муниципального района при реализации истцом права на выбор места жительства, не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Особенности правового режима жилых помещений для детей-сирот
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)
Характерные особенности правового режима жилых помещений для детей-сирот можно выявить как при предоставлении, так и в процессе пользования ими. Предоставлению жилого помещения в специализированном жилищном фонде предшествует включение детей-сирот в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Многие исследователи подчеркивают, что для данной социальной группы наиболее сложным периодом является этап вступления во взрослую жизнь, характеризующийся необходимостью решения таких задач, как трудоустройство, организация быта и, что особенно важно, обеспечение жильем <4>. Именно по этой причине порядок учета детей-сирот и правила предоставления жилых помещений должны быть максимально детализированы во избежание спорных ситуаций и возможности их противоречивого толкования. Судебная практика, к сожалению, изобилует спорами об отказе детям-сиротам во включении в названный список, необоснованном исключении из него, нарушении их прав при предоставлении жилых помещений и т.п. <5>.
Статья: Проблемы реализации права сирот на предоставление жилья. Судебная практика
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 8)
Решением суда первой инстанции исковые требования Г. удовлетворены. Суд признал незаконным отказ управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области во включении Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области; за Г. признано право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе Люберцы Московской области. На управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области возложена обязанность включить Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.

Нормативные акты

"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
А. обратился в суд с иском к администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону <5> о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и об обязании включить его в указанный список.
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)
Так, например, решением Майкопского районного суда Республики Адыгея было отказано в удовлетворении иска О. к администрации МО "Каменномостское сельское поселение" о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании включить ее в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилой площади. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истец с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обратилась в возрасте, превышающем 23 года, то есть с нарушением возрастных ограничений, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ. Суд сделал вывод о том, что если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не было поставлено на учет) в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, поскольку перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. По мнению суда, достижение лицом, не состоящим на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, возраста 23 лет, является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. При этом судом первой инстанции не было дано какой-либо оценки доводам О. относительно причин несвоевременного обращения с заявлением о постановке ее на учет для предоставления жилого помещения.