Отличие дотации от субсидии

Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие дотации от субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Становление и развитие правового регулирования принципа прозрачности (открытости) межбюджетных отношений в России
(Кожушко С.В.)
("Финансовое право", 2020, N 7)
В отличие от финансовых отношений, межбюджетные отношения в России начали обособляться как самостоятельные отношения, включающие формы поддержки бюджетов (субвенции, дотации, субсидии), гораздо позже - в период существования СССР. Тогда самостоятельность бюджетов была больше, чем в предыдущие периоды развития отечественной истории. Однако недостаточная доходная база не позволяла отдельным бюджетам эффективно решать возложенные на них задачи. В этих условиях возросло значение предоставления из государственного бюджета СССР межбюджетных трансфертов на выравнивание финансовой обеспеченности всех остальных бюджетов <2>.
Статья: Материальные меры поощрения муниципальных образований как основа их устойчивого развития
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)
Примечательно, что, несмотря на активное употребление термина "грант", ни БК РФ, ни Федеральный закон N 131-ФЗ не дают его определения. В региональных нормативных актах, как уже было продемонстрировано, и дотации, и субсидии называют грантами. В юридической литературе гранты часто рассматриваются как разновидности субсидий <15>, что, однако, является не совсем верным, так как грант, в отличие от субсидии, может предоставляться не только на принципе софинансирования, но и покрытия расходов на проект в полном объеме. Необходимо ввести понятие гранта в бюджетное законодательство РФ, указав, что бюджетный грант, предоставляемый муниципальному образованию, - это целевые, безвозмездные, безвозвратные (за исключением случаев нарушения правил их использования) денежные средства, поступившие из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в целях поощрения и финансовой поддержки управленческих практик муниципальных образований, а также достижения эффективного решения вопросов местного значения.

Нормативные акты

Приказ Госстроя РФ от 28.12.2000 N 303
"Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда"
1.5. Собственник жилищного фонда (уполномоченная им организация) делегирует хозяйствующему субъекту (подрядчику) независимо от организационно-правовой формы право на предоставление услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, но ввиду их характера как "жизненно важных" оставляет за собой право контролировать его деятельность в части ценообразования (формирования тарифов) для потребителей, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы хозяйствования становятся ограничены, и следовательно, регулирующая спрос и предложение цена (тариф) может быть дополнена такими финансовыми инструментами, как дотации и льготы хозяйствующим субъектам (подрядчикам) и субсидии потребителям.