Отличие голосования от референдума
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие голосования от референдума (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20.09.2022 N 66а-1056/2022
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене актов избирательной комиссии.
Решение: Отказано.Из разъяснений, содержащихся в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следует, что в отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, не лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума, но только за пределами информационных блоков.
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене актов избирательной комиссии.
Решение: Отказано.Из разъяснений, содержащихся в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следует, что в отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, не лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума, но только за пределами информационных блоков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию России: зачем и почему?
(Коновалов Д.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 11)4. Принципиальным отличием общероссийского голосования от референдума является требование, предъявляемое к явке избирателей. Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины зарегистрированных участников референдума <22>. Правила общероссийского голосования не регулируют данный вопрос, а Конституционный Суд РФ подтвердил, что поправки к Конституции РФ "считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании" <23>. Подобное правило применялось и в 1993 г., когда Президент РФ для цели принятия новой Конституции воспользовался институтом всенародного голосования <24>. Стоит отметить, что явка избирателей на выборах Президента РФ в 1996 г. составила 69,4% <25>, а соответствующие выборы в 2018 г. прошли с явкой 67,54% <26>. В 2020 г. явка на общероссийское голосование - 67,88% <27>. Таким образом, в голосовании приняли участие только те граждане, которые традиционно привыкли пользоваться своим активным избирательным правом.
(Коновалов Д.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 11)4. Принципиальным отличием общероссийского голосования от референдума является требование, предъявляемое к явке избирателей. Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины зарегистрированных участников референдума <22>. Правила общероссийского голосования не регулируют данный вопрос, а Конституционный Суд РФ подтвердил, что поправки к Конституции РФ "считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании" <23>. Подобное правило применялось и в 1993 г., когда Президент РФ для цели принятия новой Конституции воспользовался институтом всенародного голосования <24>. Стоит отметить, что явка избирателей на выборах Президента РФ в 1996 г. составила 69,4% <25>, а соответствующие выборы в 2018 г. прошли с явкой 67,54% <26>. В 2020 г. явка на общероссийское голосование - 67,88% <27>. Таким образом, в голосовании приняли участие только те граждане, которые традиционно привыкли пользоваться своим активным избирательным правом.
Статья: Общероссийское голосование в контексте конституционных поправок 2020 г.
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 8)Процедура общероссийского голосования по вопросу одобрения конституционных поправок 2020 г. предполагает введение категории "народ Российской Федерации" как особого участника законодательного (конституционного) процесса на федеральном уровне. Однако предусмотрена специфическая юридическая природа механизма общероссийского голосования - в отличие от референдума или всенародного голосования, в законодательстве не содержится требований о числе граждан, которые должны принять участие в общероссийском голосовании <15>, чтобы оно было признано состоявшимся, а также иных гарантий прав граждан (в отличие от участия в референдуме). Процедура голосования устанавливается в Законе РФ о поправке к Конституции РФ, Указе и распоряжении Президента РФ <16>, в актах ЦИК России <17>, иных органов государственной власти. Вызывает дискуссии регулирование столь важного для общества и государства вопроса, как осуществление народом своего волеизъявления по поводу изменения Конституции РФ, нового для российского законодательства механизма, порядок которого детализируется подзаконными актами.
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 8)Процедура общероссийского голосования по вопросу одобрения конституционных поправок 2020 г. предполагает введение категории "народ Российской Федерации" как особого участника законодательного (конституционного) процесса на федеральном уровне. Однако предусмотрена специфическая юридическая природа механизма общероссийского голосования - в отличие от референдума или всенародного голосования, в законодательстве не содержится требований о числе граждан, которые должны принять участие в общероссийском голосовании <15>, чтобы оно было признано состоявшимся, а также иных гарантий прав граждан (в отличие от участия в референдуме). Процедура голосования устанавливается в Законе РФ о поправке к Конституции РФ, Указе и распоряжении Президента РФ <16>, в актах ЦИК России <17>, иных органов государственной власти. Вызывает дискуссии регулирование столь важного для общества и государства вопроса, как осуществление народом своего волеизъявления по поводу изменения Конституции РФ, нового для российского законодательства механизма, порядок которого детализируется подзаконными актами.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенного кандидата, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенного кандидата, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 N 11-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области"Между тем - в отличие от прежнего законодательного регулирования - положения пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в ныне действующей редакции исключают проведение досрочного голосования на выборах в случаях, не предусмотренных данным пунктом, равно как и установление возможности проведения досрочного голосования законом о конкретных выборах, любым другим законом, поскольку таковые не должны противоречить названному Федеральному закону, как это прямо закреплено пунктом 6 его статьи 1. При этом данные законоположения в части, не допускающей использование института досрочного голосования в иных, помимо предусмотренных им и весьма ограниченных, случаях, императивным образом препятствуют организации досрочного голосования по другим основаниям, чем ограничивают активное избирательное право тех граждан, которые по уважительным причинам не могут в день голосования прибыть на свой избирательный участок, причем это ограничение в системе действующего правового регулирования во многих случаях не компенсируется иными установленными избирательным законодательством гарантиями права на участие в выборах в качестве избирателя и способно подтолкнуть гражданина к отказу от участия в голосовании, если по таким причинам, как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, он не сможет присутствовать в день голосования на территории соответствующего избирательного округа (на избирательном участке).
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области"Между тем - в отличие от прежнего законодательного регулирования - положения пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в ныне действующей редакции исключают проведение досрочного голосования на выборах в случаях, не предусмотренных данным пунктом, равно как и установление возможности проведения досрочного голосования законом о конкретных выборах, любым другим законом, поскольку таковые не должны противоречить названному Федеральному закону, как это прямо закреплено пунктом 6 его статьи 1. При этом данные законоположения в части, не допускающей использование института досрочного голосования в иных, помимо предусмотренных им и весьма ограниченных, случаях, императивным образом препятствуют организации досрочного голосования по другим основаниям, чем ограничивают активное избирательное право тех граждан, которые по уважительным причинам не могут в день голосования прибыть на свой избирательный участок, причем это ограничение в системе действующего правового регулирования во многих случаях не компенсируется иными установленными избирательным законодательством гарантиями права на участие в выборах в качестве избирателя и способно подтолкнуть гражданина к отказу от участия в голосовании, если по таким причинам, как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, он не сможет присутствовать в день голосования на территории соответствующего избирательного округа (на избирательном участке).