Отличие освобождения от уголовной ответственности от освобождения от наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие освобождения от уголовной ответственности от освобождения от наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт освобождения от уголовной ответственности в зарубежных странах
(Мишугис-Бекер Г.С.)
("Российский следователь", 2024, N 5)Зарубежный опыт освобождения от уголовной ответственности показывает, что в разных государствах данный институт имеет практически одинаковое значение, но в большей части отличие состоит в основаниях, по которым лицо может освобождаться от уголовной ответственности. В странах Западной Европы основания отказа от уголовного преследования направлены на урегулирование между сторонами конфликта. В странах СНГ институт освобождения от уголовной ответственности фактически полностью заимствуется из законодательства России, однако существует одно существенное отличие в Казахстане и Молдове, а именно освобождение от уголовной ответственности на основании проведенной процедуры медиации. По нашему мнению, именно данный опыт и следует заимствовать в правовую систему России и ввести в УК РФ как основание освобождения от уголовной ответственности процедуру медиации, вменив судам в обязанность предлагать сторонам завершить дело медиацией и только по недостижении соглашения заканчивать дело приговором. Однако считаем, что такая процедура может применяться исключительно в делах небольшой или средней тяжести, когда преступление не связано с лишением человека жизни или с причинением тяжкого вреда здоровью и если оно было направлено против общественной безопасности или суверенитета государства.
(Мишугис-Бекер Г.С.)
("Российский следователь", 2024, N 5)Зарубежный опыт освобождения от уголовной ответственности показывает, что в разных государствах данный институт имеет практически одинаковое значение, но в большей части отличие состоит в основаниях, по которым лицо может освобождаться от уголовной ответственности. В странах Западной Европы основания отказа от уголовного преследования направлены на урегулирование между сторонами конфликта. В странах СНГ институт освобождения от уголовной ответственности фактически полностью заимствуется из законодательства России, однако существует одно существенное отличие в Казахстане и Молдове, а именно освобождение от уголовной ответственности на основании проведенной процедуры медиации. По нашему мнению, именно данный опыт и следует заимствовать в правовую систему России и ввести в УК РФ как основание освобождения от уголовной ответственности процедуру медиации, вменив судам в обязанность предлагать сторонам завершить дело медиацией и только по недостижении соглашения заканчивать дело приговором. Однако считаем, что такая процедура может применяться исключительно в делах небольшой или средней тяжести, когда преступление не связано с лишением человека жизни или с причинением тяжкого вреда здоровью и если оно было направлено против общественной безопасности или суверенитета государства.
Статья: Новое Постановление Пленума ВС РФ об ответственности за налоговые преступления
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Налоговая практика / Практика уголовно-правовой защиты бизнеса)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)- Уточненная декларация. При подаче уточненной декларации и уплате налога преступление не возникает только в случае уточнения налоговых обязательств до наступления срока уплаты налога (п. 17 Постановления N 48). Если при подаче первоначальной декларации имел место состав преступления, освобождение от уголовной ответственности путем представления уточненной декларации после наступления срока уплаты налога ни УК РФ, ни Постановлением N 48 не предусмотрено (в отличие от освобождения от налоговой ответственности, предусмотренного в подобных случаях ст. 81 НК РФ).
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Налоговая практика / Практика уголовно-правовой защиты бизнеса)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)- Уточненная декларация. При подаче уточненной декларации и уплате налога преступление не возникает только в случае уточнения налоговых обязательств до наступления срока уплаты налога (п. 17 Постановления N 48). Если при подаче первоначальной декларации имел место состав преступления, освобождение от уголовной ответственности путем представления уточненной декларации после наступления срока уплаты налога ни УК РФ, ни Постановлением N 48 не предусмотрено (в отличие от освобождения от налоговой ответственности, предусмотренного в подобных случаях ст. 81 НК РФ).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 39
"О судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации)"12. Обратить внимание судов на то, что освобождению от уголовной ответственности в соответствии с пунктом 3 примечаний к статье 157 УК РФ, в отличие от освобождения от уголовной ответственности по иным нереабилитирующим основаниям, не препятствует то обстоятельство, что лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за другое преступление.
"О судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации)"12. Обратить внимание судов на то, что освобождению от уголовной ответственности в соответствии с пунктом 3 примечаний к статье 157 УК РФ, в отличие от освобождения от уголовной ответственности по иным нереабилитирующим основаниям, не препятствует то обстоятельство, что лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за другое преступление.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 N 1740-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чередниченко Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной или неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чередниченко Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной или неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.