Отличие освобождения от уголовной ответственности от освобождения от наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие освобождения от уголовной ответственности от освобождения от наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Реинкарнация" ст. 76.1 УК РФ и другие новеллы института освобождения от уголовной ответственности: законодательные погрешности и перспективы применения
(Власенко В.В.)
("Российская юстиция", 2019, N 8)Погашение имеющейся задолженности должно быть осуществлено в 2-месячный срок со дня возбуждения уголовного дела, что, вероятно, связано со сроком предварительного следствия по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 145.1 УК РФ. Погашение задолженности по истечении 2 месяцев делает невозможным освобождение от уголовной ответственности, тем не менее этот факт необходимо учитывать суду как обстоятельство, смягчающее наказание. Как видно, в отличие, скажем, от освобождения от уголовной ответственности по налоговым преступлениям в связи с возмещением ущерба (все выплаты должны быть совершены до назначения судебного заседания - ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ), в данном случае сроки весьма сжаты, что может негативно сказаться на способности работодателя погасить задолженности в указанный срок и затруднить возможность работников получить свои долги по зарплате. На основании этого видится целесообразным увеличить соответствующий срок и связать его с моментом удаления суда в совещательную комнату, как это происходит с иными основаниями освобождения от ответственности. Предлагаемое изменение позволило бы решить и проблему следующего характера, которая может возникнуть в правоприменительной деятельности: так, если 2 месячный срок с момента возбуждения уголовного дела еще не истек, однако по этому делу вынесен обвинительный приговор, а после этого погашены соответствующие задолженности;
(Власенко В.В.)
("Российская юстиция", 2019, N 8)Погашение имеющейся задолженности должно быть осуществлено в 2-месячный срок со дня возбуждения уголовного дела, что, вероятно, связано со сроком предварительного следствия по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 145.1 УК РФ. Погашение задолженности по истечении 2 месяцев делает невозможным освобождение от уголовной ответственности, тем не менее этот факт необходимо учитывать суду как обстоятельство, смягчающее наказание. Как видно, в отличие, скажем, от освобождения от уголовной ответственности по налоговым преступлениям в связи с возмещением ущерба (все выплаты должны быть совершены до назначения судебного заседания - ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ), в данном случае сроки весьма сжаты, что может негативно сказаться на способности работодателя погасить задолженности в указанный срок и затруднить возможность работников получить свои долги по зарплате. На основании этого видится целесообразным увеличить соответствующий срок и связать его с моментом удаления суда в совещательную комнату, как это происходит с иными основаниями освобождения от ответственности. Предлагаемое изменение позволило бы решить и проблему следующего характера, которая может возникнуть в правоприменительной деятельности: так, если 2 месячный срок с момента возбуждения уголовного дела еще не истек, однако по этому делу вынесен обвинительный приговор, а после этого погашены соответствующие задолженности;
Статья: Институт освобождения от уголовной ответственности в зарубежных странах
(Мишугис-Бекер Г.С.)
("Российский следователь", 2024, N 5)Зарубежный опыт освобождения от уголовной ответственности показывает, что в разных государствах данный институт имеет практически одинаковое значение, но в большей части отличие состоит в основаниях, по которым лицо может освобождаться от уголовной ответственности. В странах Западной Европы основания отказа от уголовного преследования направлены на урегулирование между сторонами конфликта. В странах СНГ институт освобождения от уголовной ответственности фактически полностью заимствуется из законодательства России, однако существует одно существенное отличие в Казахстане и Молдове, а именно освобождение от уголовной ответственности на основании проведенной процедуры медиации. По нашему мнению, именно данный опыт и следует заимствовать в правовую систему России и ввести в УК РФ как основание освобождения от уголовной ответственности процедуру медиации, вменив судам в обязанность предлагать сторонам завершить дело медиацией и только по недостижении соглашения заканчивать дело приговором. Однако считаем, что такая процедура может применяться исключительно в делах небольшой или средней тяжести, когда преступление не связано с лишением человека жизни или с причинением тяжкого вреда здоровью и если оно было направлено против общественной безопасности или суверенитета государства.
(Мишугис-Бекер Г.С.)
("Российский следователь", 2024, N 5)Зарубежный опыт освобождения от уголовной ответственности показывает, что в разных государствах данный институт имеет практически одинаковое значение, но в большей части отличие состоит в основаниях, по которым лицо может освобождаться от уголовной ответственности. В странах Западной Европы основания отказа от уголовного преследования направлены на урегулирование между сторонами конфликта. В странах СНГ институт освобождения от уголовной ответственности фактически полностью заимствуется из законодательства России, однако существует одно существенное отличие в Казахстане и Молдове, а именно освобождение от уголовной ответственности на основании проведенной процедуры медиации. По нашему мнению, именно данный опыт и следует заимствовать в правовую систему России и ввести в УК РФ как основание освобождения от уголовной ответственности процедуру медиации, вменив судам в обязанность предлагать сторонам завершить дело медиацией и только по недостижении соглашения заканчивать дело приговором. Однако считаем, что такая процедура может применяться исключительно в делах небольшой или средней тяжести, когда преступление не связано с лишением человека жизни или с причинением тяжкого вреда здоровью и если оно было направлено против общественной безопасности или суверенитета государства.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 39
"О судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации)"12. Обратить внимание судов на то, что освобождению от уголовной ответственности в соответствии с пунктом 3 примечаний к статье 157 УК РФ, в отличие от освобождения от уголовной ответственности по иным нереабилитирующим основаниям, не препятствует то обстоятельство, что лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за другое преступление.
"О судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации)"12. Обратить внимание судов на то, что освобождению от уголовной ответственности в соответствии с пунктом 3 примечаний к статье 157 УК РФ, в отличие от освобождения от уголовной ответственности по иным нереабилитирующим основаниям, не препятствует то обстоятельство, что лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за другое преступление.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 N 1740-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чередниченко Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной или неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чередниченко Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной или неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.