Отличие публичного договора от договора присоединения

Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие публичного договора от договора присоединения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 420 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2020)
Публичный договор следует отличать от договора присоединения (ст. 428 ГК РФ). Обе договорные конструкции направлены на защиту слабой стороны и предполагают определенный уровень стандартизации договорных условий, но при этом расставляют различные акценты. Нормы о договоре присоединения имеют своей целью защиту присоединяющейся стороны от несправедливых условий, которые появились в договоре вследствие использования особого механизма его заключения - присоединения к выставленным другой стороной условиям, на содержание которых у присоединившейся стороны не было возможности повлиять. В связи с этим сфера действия договора присоединения заранее не ограничена какими-либо договорными типами и может применяться к любым соглашениям, которые были заключены по модели договора присоединения. Сфера применения норм о публичном договоре имеет ограничение по предметному признаку и применяется лишь к тем договорам, которые опосредуют по общему правилу предоставление неких фундаментальных благ, на которые имеет право претендовать каждый в современном обществе на недискриминационной основе (услуги связи, энергоснабжение, медицинские услуги, услуги связи, розничная купля-продажа и т.п.), и, соответственно, нацелены не на контроль справедливости таких условий, а на предотвращение дискриминации и необоснованного отказа от предоставления таких благ.

Нормативные акты

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об обществах с ограниченной ответственностью"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров;
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия"
Поэтому единственно возможной моделью правового регулирования отношений по обслуживанию счетов бюджетов является модель гражданско-правового договора присоединения. В силу пункта 2 статьи 428 ГК Российской Федерации публично-правовое образование, как присоединившаяся к договору сторона, вправе потребовать защиты своих законных интересов.