Отмена муниципальных актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена муниципальных актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пределы усмотрения органов местного самоуправления в случае отмены административного акта в сфере градостроительства
(Кустов С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)В нормах градостроительного законодательства пределы полномочий органов местного самоуправления и критерии, ограничивающие свободу усмотрения, в случае самостоятельной отмены ранее изданного административного акта, как правило, четко не определены. В такой ситуации необходимо учитывать общие нормы муниципального законодательства, устанавливающие правила отмены муниципальных правовых актов, которые объективированы в ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) <2>. В вышеуказанной норме не определены основания для отмены муниципальных правовых актов, отсутствует разграничение отмены нормативных и индивидуальных муниципальных правовых актов, а также не содержатся критерии, которые ограничивают свободу усмотрения органа в случае отмены акта.
(Кустов С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)В нормах градостроительного законодательства пределы полномочий органов местного самоуправления и критерии, ограничивающие свободу усмотрения, в случае самостоятельной отмены ранее изданного административного акта, как правило, четко не определены. В такой ситуации необходимо учитывать общие нормы муниципального законодательства, устанавливающие правила отмены муниципальных правовых актов, которые объективированы в ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) <2>. В вышеуказанной норме не определены основания для отмены муниципальных правовых актов, отсутствует разграничение отмены нормативных и индивидуальных муниципальных правовых актов, а также не содержатся критерии, которые ограничивают свободу усмотрения органа в случае отмены акта.
Статья: Отмена нормативного правового акта как основание утраты юридической силы
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)К сожалению, однозначно определить количество и перечень таких случаев не представляется возможным из-за отсутствия соответствующей единой правовой регламентации. Лишь в Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" есть общая норма, установившая право самого субъекта нормотворчества отменять свои нормативные акты: "Муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта" (ч. 1 ст. 48).
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)К сожалению, однозначно определить количество и перечень таких случаев не представляется возможным из-за отсутствия соответствующей единой правовой регламентации. Лишь в Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" есть общая норма, установившая право самого субъекта нормотворчества отменять свои нормативные акты: "Муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта" (ч. 1 ст. 48).
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 54. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 54. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)37. Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. При этом решение органа местного самоуправления об отмене ранее изданного муниципального правового акта должно быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)37. Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. При этом решение органа местного самоуправления об отмене ранее изданного муниципального правового акта должно быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан.
Статья: О контроле органов местного самоуправления за законностью муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) отмена муниципального правового акта (приостановление его действия) осуществляется: органами или должностными лицами, которые его приняли (издали); в случае упразднения последних либо изменения их полномочий - органами или должностными лицами, к полномочиям которых на момент отмены (приостановления действия) отнесено принятие (издание) соответствующего правового акта; судом; в части реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий - уполномоченным органом государственной власти <3>.
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) отмена муниципального правового акта (приостановление его действия) осуществляется: органами или должностными лицами, которые его приняли (издали); в случае упразднения последних либо изменения их полномочий - органами или должностными лицами, к полномочиям которых на момент отмены (приостановления действия) отнесено принятие (издание) соответствующего правового акта; судом; в части реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий - уполномоченным органом государственной власти <3>.
Статья: Принцип добросовестности в муниципальных правоотношениях
(Полякова Н.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Характеризуя сферу применения конкретизирующей функции принципа добросовестности в муниципальных правоотношениях, следует отметить, что к ней можно отнести вопросы о том, каким образом, способом и в каких формах орган, наделенный публичными полномочиями, должен их реализовывать. При этом конкретизацию нужно производить с учетом прав и обоснованных интересов другой стороны правоотношения, публичных интересов, а также цели, которую преследовали стороны, вступая в правоотношения. Иными словами, органы и должностные лица публичной власти обязаны учитывать права и интересы другой стороны правоотношения и осуществлять свои полномочия таким образом, чтобы последняя не страдала или не страдала чрезмерно по сравнению с ущербом, причиняемым публичным интересам. В качестве примера публичных правоотношений, в которых конкретизирующая функция принципа добросовестности могла бы служить правовым ориентиром органам местного самоуправления для принятия законных и обоснованных решений в условиях недостаточно конкретного правового регулирования, можно привести отношения, возникающие при отмене муниципальных правовых актов в порядке самоконтроля. Так, несмотря на то, что право на такую отмену предусмотрено ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), законодательно не закреплены основания для ограничения этого полномочия, КС РФ в Постановлении от 9 ноября 2022 г. N 48-П указал, что закон "не предполагает возможности самостоятельной отмены органами местного самоуправления разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию после регистрации права собственности на этот объект в Едином государственном реестре недвижимости" <9>. Принимая указанное решение, суд исходил из того, что самостоятельная отмена местной администрацией принятого ею ранее муниципального правового акта, разрешающего ввод объекта в эксплуатацию, после регистрации права собственности на объект в Едином государственном реестре недвижимости может привести к правовым последствиям, неблагоприятным для реализации добросовестными собственниками объекта их прав и законных интересов, в том числе к предъявлению требований о признании возведенной постройки самовольной, а также к невозможности ее законной эксплуатации. Таким образом, в данной ситуации добросовестное поведение органа местного самоуправления предполагает учет интересов собственника объекта недвижимости, а также ущерба, причиняемого собственнику отменой муниципального правового акта. Поскольку указанный ущерб значительно превосходит вред, причиняемый публичным интересам, продолжением эксплуатации спорного объекта, реализация органом местного самоуправления своего права на отмену муниципального правового акта, разрешающего ввод объекта в эксплуатацию, противоречит принципу добросовестности. При этом следует отметить, что в указанной ситуации орган местного самоуправления действовал в соответствии с требованиями закона, и в условиях отсутствия прямой законодательной регламентации принципа добросовестности в сфере публичных правоотношений, четких практических рекомендаций по его применению, сформулированных судебными органами, вряд ли от органов и должностных лиц публичной власти можно ожидать иных действий, кроме неукоснительного следования букве закона. Также необходимо отметить, что КС РФ, признавая конституционной норму ст. 48 Закона N 131-ФЗ, указал на недопустимость отмены лишь одной разновидности муниципальных актов в конкретном случае, общие же основания, порядок и правовые последствия такой отмены остаются нерегламентированными. В условиях же отмеченного КС РФ "широкого (формально не ограниченного) административного усмотрения при принятии решения" органов местного самоуправления именно принцип добросовестности может обозначить границы такого усмотрения, стать правовым инструментом, позволяющим органу местного самоуправления учесть последствия отмены акта, права и интересы второй стороны, тем самым обеспечив баланс частных и публичных интересов, стабильность правового регулирования и доверие граждан к публичной власти.
(Полякова Н.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Характеризуя сферу применения конкретизирующей функции принципа добросовестности в муниципальных правоотношениях, следует отметить, что к ней можно отнести вопросы о том, каким образом, способом и в каких формах орган, наделенный публичными полномочиями, должен их реализовывать. При этом конкретизацию нужно производить с учетом прав и обоснованных интересов другой стороны правоотношения, публичных интересов, а также цели, которую преследовали стороны, вступая в правоотношения. Иными словами, органы и должностные лица публичной власти обязаны учитывать права и интересы другой стороны правоотношения и осуществлять свои полномочия таким образом, чтобы последняя не страдала или не страдала чрезмерно по сравнению с ущербом, причиняемым публичным интересам. В качестве примера публичных правоотношений, в которых конкретизирующая функция принципа добросовестности могла бы служить правовым ориентиром органам местного самоуправления для принятия законных и обоснованных решений в условиях недостаточно конкретного правового регулирования, можно привести отношения, возникающие при отмене муниципальных правовых актов в порядке самоконтроля. Так, несмотря на то, что право на такую отмену предусмотрено ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), законодательно не закреплены основания для ограничения этого полномочия, КС РФ в Постановлении от 9 ноября 2022 г. N 48-П указал, что закон "не предполагает возможности самостоятельной отмены органами местного самоуправления разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию после регистрации права собственности на этот объект в Едином государственном реестре недвижимости" <9>. Принимая указанное решение, суд исходил из того, что самостоятельная отмена местной администрацией принятого ею ранее муниципального правового акта, разрешающего ввод объекта в эксплуатацию, после регистрации права собственности на объект в Едином государственном реестре недвижимости может привести к правовым последствиям, неблагоприятным для реализации добросовестными собственниками объекта их прав и законных интересов, в том числе к предъявлению требований о признании возведенной постройки самовольной, а также к невозможности ее законной эксплуатации. Таким образом, в данной ситуации добросовестное поведение органа местного самоуправления предполагает учет интересов собственника объекта недвижимости, а также ущерба, причиняемого собственнику отменой муниципального правового акта. Поскольку указанный ущерб значительно превосходит вред, причиняемый публичным интересам, продолжением эксплуатации спорного объекта, реализация органом местного самоуправления своего права на отмену муниципального правового акта, разрешающего ввод объекта в эксплуатацию, противоречит принципу добросовестности. При этом следует отметить, что в указанной ситуации орган местного самоуправления действовал в соответствии с требованиями закона, и в условиях отсутствия прямой законодательной регламентации принципа добросовестности в сфере публичных правоотношений, четких практических рекомендаций по его применению, сформулированных судебными органами, вряд ли от органов и должностных лиц публичной власти можно ожидать иных действий, кроме неукоснительного следования букве закона. Также необходимо отметить, что КС РФ, признавая конституционной норму ст. 48 Закона N 131-ФЗ, указал на недопустимость отмены лишь одной разновидности муниципальных актов в конкретном случае, общие же основания, порядок и правовые последствия такой отмены остаются нерегламентированными. В условиях же отмеченного КС РФ "широкого (формально не ограниченного) административного усмотрения при принятии решения" органов местного самоуправления именно принцип добросовестности может обозначить границы такого усмотрения, стать правовым инструментом, позволяющим органу местного самоуправления учесть последствия отмены акта, права и интересы второй стороны, тем самым обеспечив баланс частных и публичных интересов, стабильность правового регулирования и доверие граждан к публичной власти.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Обязательные требования должны поддерживаться в актуальном состоянии, отвечающем современным потребностям. Статьей 49 Закона N 131-ФЗ предусмотрена возможность отмены муниципального нормативного правового акта издавшим его органом, в частности при изменении перечня полномочий органов местного самоуправления. Однако в статье не закрепляются основания, по которым может быть совершена отмена акта, что подвергается справедливой критике учеными, поскольку решения об отмене актов должны быть обоснованными, предсказуемыми, не противоречащими принципу поддержания (защиты) доверия к деятельности органов публичной администрации <1>. Такого же мнения придерживается и Конституционный Суд РФ <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Обязательные требования должны поддерживаться в актуальном состоянии, отвечающем современным потребностям. Статьей 49 Закона N 131-ФЗ предусмотрена возможность отмены муниципального нормативного правового акта издавшим его органом, в частности при изменении перечня полномочий органов местного самоуправления. Однако в статье не закрепляются основания, по которым может быть совершена отмена акта, что подвергается справедливой критике учеными, поскольку решения об отмене актов должны быть обоснованными, предсказуемыми, не противоречащими принципу поддержания (защиты) доверия к деятельности органов публичной администрации <1>. Такого же мнения придерживается и Конституционный Суд РФ <2>.
Статья: Отмена решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований: правовые основы и практика правоприменения
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Специальные нормы в градостроительном законодательстве, посвященные отмене решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований, отсутствуют. Руководствуясь общими предписаниями муниципального законодательства, регламентирующего отмену муниципальных правовых актов, можно выделить две формы отмены таких решений.
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Специальные нормы в градостроительном законодательстве, посвященные отмене решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований, отсутствуют. Руководствуясь общими предписаниями муниципального законодательства, регламентирующего отмену муниципальных правовых актов, можно выделить две формы отмены таких решений.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1) отмена акта полностью или в соответствующей части административно-публичным субъектом, принявшим (издавшим) акт, по своей инициативе (например, ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ органам и должностным лицам местного самоуправления предоставлено право отмены муниципальных правовых актов, ч. 21.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, выдавшим разрешения на строительство объектов капитального строительства, предоставлено право прекращения действия таких разрешений при наличии предусмотренных названной нормой оснований);
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1) отмена акта полностью или в соответствующей части административно-публичным субъектом, принявшим (издавшим) акт, по своей инициативе (например, ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ органам и должностным лицам местного самоуправления предоставлено право отмены муниципальных правовых актов, ч. 21.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, выдавшим разрешения на строительство объектов капитального строительства, предоставлено право прекращения действия таких разрешений при наличии предусмотренных названной нормой оснований);
Статья: Отмена в порядке самоконтроля благоприятствующих административных актов
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2020, N 6)Действующее российское законодательство не предусматривает разграничения оснований и процедуры отмены административного акта в зависимости от его вида. Так, применительно к органам местного самоуправления, которые составляют значимую группу субъектов предоставления публичных услуг, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) прямо закрепляет возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля (ч. 1 ст. 48), не дифференцируя это полномочие в зависимости от вида акта (нормативный или индивидуальный, благоприятствующий или обременяющий).
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2020, N 6)Действующее российское законодательство не предусматривает разграничения оснований и процедуры отмены административного акта в зависимости от его вида. Так, применительно к органам местного самоуправления, которые составляют значимую группу субъектов предоставления публичных услуг, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) прямо закрепляет возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля (ч. 1 ст. 48), не дифференцируя это полномочие в зависимости от вида акта (нормативный или индивидуальный, благоприятствующий или обременяющий).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространен арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т.ч. и на разрешение на строительство.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространен арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т.ч. и на разрешение на строительство.
Статья: О соблюдении органами местного самоуправления правил установления и оценки применения обязательных требований
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Также примечательно, что на этапе внесения в виде законопроекта в Государственную Думу Закон N 247-ФЗ содержал положение, которое предписывало отмену муниципальных правовых актов, содержавших обязательные требования и вступивших в силу до 01.01.2021, однако впоследствии от такого подхода было решено отказаться <5>. Как следствие, несмотря на то, что муниципальные правовые акты содержали и содержат обязательные требования, до настоящего времени в отношении установленных актов органами местного самоуправления не проводилась оценка на предмет их возможного устаревания относительно существующих общественных отношений <6>.
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Также примечательно, что на этапе внесения в виде законопроекта в Государственную Думу Закон N 247-ФЗ содержал положение, которое предписывало отмену муниципальных правовых актов, содержавших обязательные требования и вступивших в силу до 01.01.2021, однако впоследствии от такого подхода было решено отказаться <5>. Как следствие, несмотря на то, что муниципальные правовые акты содержали и содержат обязательные требования, до настоящего времени в отношении установленных актов органами местного самоуправления не проводилась оценка на предмет их возможного устаревания относительно существующих общественных отношений <6>.