Отмена муниципальных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена муниципальных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена и оспаривание муниципальных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2024)1. Отмена муниципальных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2024)1. Отмена муниципальных правовых актов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О контроле органов местного самоуправления за законностью муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) отмена муниципального правового акта (приостановление его действия) осуществляется: органами или должностными лицами, которые его приняли (издали); в случае упразднения последних либо изменения их полномочий - органами или должностными лицами, к полномочиям которых на момент отмены (приостановления действия) отнесено принятие (издание) соответствующего правового акта; судом; в части реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий - уполномоченным органом государственной власти <3>.
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) отмена муниципального правового акта (приостановление его действия) осуществляется: органами или должностными лицами, которые его приняли (издали); в случае упразднения последних либо изменения их полномочий - органами или должностными лицами, к полномочиям которых на момент отмены (приостановления действия) отнесено принятие (издание) соответствующего правового акта; судом; в части реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий - уполномоченным органом государственной власти <3>.
Статья: Пределы усмотрения органов местного самоуправления в случае отмены административного акта в сфере градостроительства
(Кустов С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)В нормах градостроительного законодательства пределы полномочий органов местного самоуправления и критерии, ограничивающие свободу усмотрения, в случае самостоятельной отмены ранее изданного административного акта, как правило, четко не определены. В такой ситуации необходимо учитывать общие нормы муниципального законодательства, устанавливающие правила отмены муниципальных правовых актов, которые объективированы в ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) <2>. В вышеуказанной норме не определены основания для отмены муниципальных правовых актов, отсутствует разграничение отмены нормативных и индивидуальных муниципальных правовых актов, а также не содержатся критерии, которые ограничивают свободу усмотрения органа в случае отмены акта.
(Кустов С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)В нормах градостроительного законодательства пределы полномочий органов местного самоуправления и критерии, ограничивающие свободу усмотрения, в случае самостоятельной отмены ранее изданного административного акта, как правило, четко не определены. В такой ситуации необходимо учитывать общие нормы муниципального законодательства, устанавливающие правила отмены муниципальных правовых актов, которые объективированы в ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) <2>. В вышеуказанной норме не определены основания для отмены муниципальных правовых актов, отсутствует разграничение отмены нормативных и индивидуальных муниципальных правовых актов, а также не содержатся критерии, которые ограничивают свободу усмотрения органа в случае отмены акта.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.11.2022 N 48-П
"По делу о проверке конституционности абзаца первого части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой граждан Ю.А. Плахтеевой, А.Ю. Савушкиной и А.Ю. Яковлевой"Согласно абзацу первому части 1 статьи 48 данного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий акт, в случае упразднения таких органов или должностей либо изменения перечня полномочий таких органов или должностных лиц - органами или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего акта, и судом, а в части осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Приведенное положение, регулируя порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывается на необходимости контроля за соблюдением законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления (статья 12 Конституции Российской Федерации) и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан; оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 739-О-О, от 22 марта 2012 года N 486-О-О, от 29 января 2015 года N 140-О, от 19 декабря 2017 года N 3094-О и от 27 января 2022 года N 4-О).
"По делу о проверке конституционности абзаца первого части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой граждан Ю.А. Плахтеевой, А.Ю. Савушкиной и А.Ю. Яковлевой"Согласно абзацу первому части 1 статьи 48 данного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий акт, в случае упразднения таких органов или должностей либо изменения перечня полномочий таких органов или должностных лиц - органами или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего акта, и судом, а в части осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Приведенное положение, регулируя порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывается на необходимости контроля за соблюдением законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления (статья 12 Конституции Российской Федерации) и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан; оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 739-О-О, от 22 марта 2012 года N 486-О-О, от 29 января 2015 года N 140-О, от 19 декабря 2017 года N 3094-О и от 27 января 2022 года N 4-О).