Отмена пенсии работающим пенсионерам
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена пенсии работающим пенсионерам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2024 N 04АП-1025/2024 по делу N А19-28640/2023
Требование: О взыскании убытков, возникших в связи с переплатой пенсии.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт получения истцом отчета на СЗВ-М с типом "отменяющая", не может являться причиной переплаты пенсии работающему пенсионеру за спорный период.
Требование: О взыскании убытков, возникших в связи с переплатой пенсии.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт получения истцом отчета на СЗВ-М с типом "отменяющая", не может являться причиной переплаты пенсии работающему пенсионеру за спорный период.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 26.1 "Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности" Федерального закона "О страховых пенсиях""Таким образом, в силу положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил истец фактически имел возможность не производить выплату индексации с декабря 2017 года, поскольку располагал достаточными сведениями о том, что Усачев Г.А. работал в ООО НПФ "Сосны" и в декабре 2017 г. (учитывая представление формы СЗВ-Стаж за 2017 г. 19.02.2018 г.), и в последующие периоды, однако фонд не только не уточнил факт осуществления либо прекращения пенсионерами работы после получения отменяющей формы СЗВ-М на всех сотрудников общества, но и продолжал ежемесячно платить повышенную пенсию при ежемесячном представлении страхователем сведений на застрахованное лицо как работающего пенсионера до апреля 2020 года."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Важно также отметить, что действующий механизм индексации страховых пенсий по старости имеет исключения в виде работающих пенсионеров, с 1 января 2016 г. им страховые пенсии по старости выплачиваются без учета индексации <7>. Повышение пенсионных выплат работающим пенсионерам обеспечивается только за счет роста социальных отчислений работодателя и дополнительных накопленных ИПК (до 3,0 баллов и до 1,875 для лиц, формирующих пенсионные накопления), а инфляционные издержки должны компенсироваться ростом их заработной платы. Таким образом, по мнению экспертного сообщества, действующее законодательство содержит механизм двойного ограничения размера страховой пенсии в отношении работающих пенсионеров, что не соответствует понятию и нормам социальной справедливости <8>. Возможно, именно отмена индексации пенсий работающим пенсионерам повлияла на сокращение их численности с 2016 г. почти в 2 раза: с 15 259 тыс. человек в 2016 г. до 7 912 тыс. человек в 2023 г. (рис. 1). Кроме того, нельзя исключать и влияние неформального сектора экономики на занятость граждан пенсионного возраста. Ведь для них при достижении пенсионного возраста и накоплении необходимого страхового стажа становится более не принципиальным официальный характер занятости, а выгоды от регулярной индексации пенсионных выплат являются более очевидными.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Важно также отметить, что действующий механизм индексации страховых пенсий по старости имеет исключения в виде работающих пенсионеров, с 1 января 2016 г. им страховые пенсии по старости выплачиваются без учета индексации <7>. Повышение пенсионных выплат работающим пенсионерам обеспечивается только за счет роста социальных отчислений работодателя и дополнительных накопленных ИПК (до 3,0 баллов и до 1,875 для лиц, формирующих пенсионные накопления), а инфляционные издержки должны компенсироваться ростом их заработной платы. Таким образом, по мнению экспертного сообщества, действующее законодательство содержит механизм двойного ограничения размера страховой пенсии в отношении работающих пенсионеров, что не соответствует понятию и нормам социальной справедливости <8>. Возможно, именно отмена индексации пенсий работающим пенсионерам повлияла на сокращение их численности с 2016 г. почти в 2 раза: с 15 259 тыс. человек в 2016 г. до 7 912 тыс. человек в 2023 г. (рис. 1). Кроме того, нельзя исключать и влияние неформального сектора экономики на занятость граждан пенсионного возраста. Ведь для них при достижении пенсионного возраста и накоплении необходимого страхового стажа становится более не принципиальным официальный характер занятости, а выгоды от регулярной индексации пенсионных выплат являются более очевидными.
Статья: Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)В то же время созданный институт социального обеспечения унаследовал от предшественников их главный недостаток: отсутствие автономности и независимости в вопросах выработки государственной социальной политики. Несмотря на свои внушительные объемы, он по-прежнему не наделен должным правовым статусом и функциями по выработке политики в сфере государственного социального обеспечения. Эти функции находятся в компетенции Минтруда России. По сути, являясь финансовым гигантом в нашей стране, он является "карликом" в социальной политике. К примеру, согласно законодательству, ЦБ РФ осуществляет свою деятельность независимо от других федеральных органов государственной власти и наделен функциями разработки и проведения единой государственной денежно-кредитной политики <2>. В отношении СФР такой подход применен не был, в результате он не может отстаивать интересы своих застрахованных лиц перед другими органами власти. Как итог, все последние изменения в пенсионном законодательстве реализуются в интересах Минфина и Минэкономразвития, которые зачастую идут вразрез с интересами граждан и ущемляют их пенсионные права. Например, отмена индексации страховой пенсии работающим пенсионерам, повышение пенсионного возраста, введение моратория на формирование пенсионных прав на накопительную пенсию.
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)В то же время созданный институт социального обеспечения унаследовал от предшественников их главный недостаток: отсутствие автономности и независимости в вопросах выработки государственной социальной политики. Несмотря на свои внушительные объемы, он по-прежнему не наделен должным правовым статусом и функциями по выработке политики в сфере государственного социального обеспечения. Эти функции находятся в компетенции Минтруда России. По сути, являясь финансовым гигантом в нашей стране, он является "карликом" в социальной политике. К примеру, согласно законодательству, ЦБ РФ осуществляет свою деятельность независимо от других федеральных органов государственной власти и наделен функциями разработки и проведения единой государственной денежно-кредитной политики <2>. В отношении СФР такой подход применен не был, в результате он не может отстаивать интересы своих застрахованных лиц перед другими органами власти. Как итог, все последние изменения в пенсионном законодательстве реализуются в интересах Минфина и Минэкономразвития, которые зачастую идут вразрез с интересами граждан и ущемляют их пенсионные права. Например, отмена индексации страховой пенсии работающим пенсионерам, повышение пенсионного возраста, введение моратория на формирование пенсионных прав на накопительную пенсию.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Суды пришли к выводу об отсутствии у учреждения оснований для применения предусмотренных ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительных тарифов страховых взносов в отношении выплат, произведенных работникам учреждения, занятым на видах работ, указанных подп. 17 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 г. - подп. 17 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ), поскольку указанные работники выработали льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получают указанную пенсию. При этом суды исходили из того, что работающим пенсионерам учреждения, занятым на упомянутом виде работ, уже была назначена трудовая пенсия по старости в связи с работой в особых условиях труда, которую они получают, и повторного назначения им указанной пенсии, а соответственно, исчисления в этих целях какого-либо льготного стажа законодательство Российской Федерации не предусматривает. Поскольку в отношении работающих пенсионеров, выработавших льготных стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в особых условиях труда и получающих эту пенсию, у пенсионного фонда не возникает обязательств по досрочному назначению этим лицам названной пенсии, суды признали недействительным решение пенсионного фонда в оспариваемой части.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Суды пришли к выводу об отсутствии у учреждения оснований для применения предусмотренных ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительных тарифов страховых взносов в отношении выплат, произведенных работникам учреждения, занятым на видах работ, указанных подп. 17 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 г. - подп. 17 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ), поскольку указанные работники выработали льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получают указанную пенсию. При этом суды исходили из того, что работающим пенсионерам учреждения, занятым на упомянутом виде работ, уже была назначена трудовая пенсия по старости в связи с работой в особых условиях труда, которую они получают, и повторного назначения им указанной пенсии, а соответственно, исчисления в этих целях какого-либо льготного стажа законодательство Российской Федерации не предусматривает. Поскольку в отношении работающих пенсионеров, выработавших льготных стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в особых условиях труда и получающих эту пенсию, у пенсионного фонда не возникает обязательств по досрочному назначению этим лицам названной пенсии, суды признали недействительным решение пенсионного фонда в оспариваемой части.
Постановление ГД ФС РФ от 21.02.1997 N 1172-II ГД
"О срочных чрезвычайных мерах по стабилизации государственного пенсионного обеспечения граждан"2. Считать недопустимым при разрешении кризиса в области государственного пенсионного обеспечения снижение предусмотренных действующим законодательством гарантий гражданам, в частности путем увеличения возраста выхода на пенсию или отмены права на получение пенсий работающими пенсионерами.
"О срочных чрезвычайных мерах по стабилизации государственного пенсионного обеспечения граждан"2. Считать недопустимым при разрешении кризиса в области государственного пенсионного обеспечения снижение предусмотренных действующим законодательством гарантий гражданам, в частности путем увеличения возраста выхода на пенсию или отмены права на получение пенсий работающими пенсионерами.