Отмена репатриации
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена репатриации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прощение долга между резидентом и нерезидентом
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частичная отмена репатриации сопровождалась введением дополнительных требований. С 01.01.2020 резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), которые заключены между резидентами и нерезидентами путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством РФ, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, были отменены. Невыполнение этой обязанности влечет административную ответственность по ч. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частичная отмена репатриации сопровождалась введением дополнительных требований. С 01.01.2020 резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), которые заключены между резидентами и нерезидентами путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством РФ, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, были отменены. Невыполнение этой обязанности влечет административную ответственность по ч. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный пункт введен с 1 января 2020 г. Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 265-ФЗ <115>, принятым в целях либерализации режима счетов (вкладов) резидентов, открытых в банках за пределами территории России, и поэтапной отмены обязательности репатриации экспортной выручки в валюте России при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами. Этим же Законом п. 12 ч. 1 комментируемой статьи дополнен указанием на такое исключение как случаи, предусмотренные в п. 31 ч. 2 комментируемой статьи;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный пункт введен с 1 января 2020 г. Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 265-ФЗ <115>, принятым в целях либерализации режима счетов (вкладов) резидентов, открытых в банках за пределами территории России, и поэтапной отмены обязательности репатриации экспортной выручки в валюте России при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами. Этим же Законом п. 12 ч. 1 комментируемой статьи дополнен указанием на такое исключение как случаи, предусмотренные в п. 31 ч. 2 комментируемой статьи;
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 05.07.2022 N 430
(ред. от 18.12.2023)
"О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации"а) требования статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" о репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исполняются в определенном в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" размере, но не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже;
(ред. от 18.12.2023)
"О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации"а) требования статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" о репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исполняются в определенном в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" размере, но не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже;
Статья: О причинах криминализации деяний, предусмотренных ст. 193 и 193.1 УК РФ
(Савченко М.М.)
("Российский судья", 2022, N 10)Проект Закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта", разрабатываемый Минфином Российской Федерации, свидетельствует о меньшей степени общественной опасности преступного деяния, предусмотренного ст. 193 УК РФ.
(Савченко М.М.)
("Российский судья", 2022, N 10)Проект Закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта", разрабатываемый Минфином Российской Федерации, свидетельствует о меньшей степени общественной опасности преступного деяния, предусмотренного ст. 193 УК РФ.
Статья: Правила тонкой капитализации: совершенствование подходов и инструментов их реализации с учетом зарубежного опыта
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Другой положительный опыт отмены налогов на репатриацию - Великобритания, которая провела аналогичную реформу в 2009 г. Отмена налогов на репатриацию в Японии и в Великобритании увеличила количество приобретений за рубежом японскими и британскими фирмами на 16,1% и 1,6% соответственно. Ежегодный прирост инвестиций оценивается в 108,9 млн долл. из-за японской реформы и 3,9 млн долл. из-за реформы в Великобритании <13>.
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Другой положительный опыт отмены налогов на репатриацию - Великобритания, которая провела аналогичную реформу в 2009 г. Отмена налогов на репатриацию в Японии и в Великобритании увеличила количество приобретений за рубежом японскими и британскими фирмами на 16,1% и 1,6% соответственно. Ежегодный прирост инвестиций оценивается в 108,9 млн долл. из-за японской реформы и 3,9 млн долл. из-за реформы в Великобритании <13>.
Статья: Системные изменения валютного регулирования в период 2022 - 2025 гг.
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Указ Президента РФ от 08.08.2022 N 529 отменил требования о репатриации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности разрешив проводить таким лицам зачеты с иностранными нерезидентами. При этом в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" должны быть внесены соответствующие изменения. На сегодня изменения отсутствуют, а неопределенность норм порождает дополнительные риски.
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Указ Президента РФ от 08.08.2022 N 529 отменил требования о репатриации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности разрешив проводить таким лицам зачеты с иностранными нерезидентами. При этом в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" должны быть внесены соответствующие изменения. На сегодня изменения отсутствуют, а неопределенность норм порождает дополнительные риски.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Во многом указанная проблематика, как мы уже отмечали ранее, и обусловила активные меры государства по либерализации законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в части отмены обязанностей по репатриации валютной выручки для отдельных категорий для резидентов-экспортеров <537>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Во многом указанная проблематика, как мы уже отмечали ранее, и обусловила активные меры государства по либерализации законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в части отмены обязанностей по репатриации валютной выручки для отдельных категорий для резидентов-экспортеров <537>.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Однако важно помнить, что уполномоченный банк контролирует исполнение обязательств по поставленному на учет внешнеторговому контракту, поэтому отмена требований о репатриации и возможность осуществления расчетов через счета в зарубежных банках не снимает с ИП обязанностей по постановке внешнеторгового договора (контракта) на учет в уполномоченном банке в случаях, указанных в Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, представлению в этот банк подтверждающих документов по операциям и завершению расчетов по контракту (при любой сумме контракта).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Однако важно помнить, что уполномоченный банк контролирует исполнение обязательств по поставленному на учет внешнеторговому контракту, поэтому отмена требований о репатриации и возможность осуществления расчетов через счета в зарубежных банках не снимает с ИП обязанностей по постановке внешнеторгового договора (контракта) на учет в уполномоченном банке в случаях, указанных в Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, представлению в этот банк подтверждающих документов по операциям и завершению расчетов по контракту (при любой сумме контракта).
Статья: Анализ основных проблем валютного регулирования и валютного контроля с участием таможенных органов в государствах - членах ЕАЭС
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)Вместе с тем таможенными органами России и государств ЕАЭС высказываются опасения в связи с усилением следующих правонарушений вследствие отмены требования о репатриации:
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)Вместе с тем таможенными органами России и государств ЕАЭС высказываются опасения в связи с усилением следующих правонарушений вследствие отмены требования о репатриации:
Готовое решение: Как заполнить справку о подтверждающих документах
(КонсультантПлюс, 2025)Если по экспортному контракту отменено требование о репатриации, в графе 10 приведите по условиям контракта срок надлежащего исполнения или прекращения обязательств по нему путем получения денежных средств или иными разрешенными законодательством РФ способами. При этом указанная дата должна быть не позднее даты завершения обязательств, содержащейся в графе 6 п. 3 разд. I соответствующей ведомости банковского контроля по контракту (п. 10 Примечаний к справке о подтверждающих документах).
(КонсультантПлюс, 2025)Если по экспортному контракту отменено требование о репатриации, в графе 10 приведите по условиям контракта срок надлежащего исполнения или прекращения обязательств по нему путем получения денежных средств или иными разрешенными законодательством РФ способами. При этом указанная дата должна быть не позднее даты завершения обязательств, содержащейся в графе 6 п. 3 разд. I соответствующей ведомости банковского контроля по контракту (п. 10 Примечаний к справке о подтверждающих документах).