Отправка корреспонденции осужденных
Подборка наиболее важных документов по запросу Отправка корреспонденции осужденных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.09.2023 N 88-18567/2023 по делу N 2-250/2022 (УИД 29RS0021-01-2022-000132-95)
Категория: 1) Причинение вреда органами власти; 2) Споры с органами ФСИН России.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении материального ущерба; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Требования заявителя: 3) О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения по направлению почтовой корреспонденции по принадлежности, обязании представить копии документов, отправленных с обращением.
Обстоятельства: Переданная истцом администрации исправительного учреждения корреспонденция была утрачена, право на обращение, предусмотренное ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, учреждением было ограничено.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено.Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, при этом исходил из того, что доказательства направления корреспонденции К. в адрес Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе не представлены и в суд. В то же время передача К. администрации ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области корреспонденции для отправки нашла свое подтверждение в судебном заседании и ответчиком не оспаривается. Отражение полученного от истца обращения в журнале учета исходящей корреспонденции осужденных исправительного учреждения отправку такового надлежащему адресату не подтверждает, а лишь свидетельствует о фактической передаче корреспонденции, переданной осужденным для отправки, и его регистрации.
Категория: 1) Причинение вреда органами власти; 2) Споры с органами ФСИН России.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении материального ущерба; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Требования заявителя: 3) О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения по направлению почтовой корреспонденции по принадлежности, обязании представить копии документов, отправленных с обращением.
Обстоятельства: Переданная истцом администрации исправительного учреждения корреспонденция была утрачена, право на обращение, предусмотренное ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, учреждением было ограничено.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено.Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, при этом исходил из того, что доказательства направления корреспонденции К. в адрес Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе не представлены и в суд. В то же время передача К. администрации ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области корреспонденции для отправки нашла свое подтверждение в судебном заседании и ответчиком не оспаривается. Отражение полученного от истца обращения в журнале учета исходящей корреспонденции осужденных исправительного учреждения отправку такового надлежащему адресату не подтверждает, а лишь свидетельствует о фактической передаче корреспонденции, переданной осужденным для отправки, и его регистрации.
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 03.07.2024 N 88а-5938/2024 (УИД 65RS0003-01-2023-000217-07)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования заявителя: О признании незаконным ответа на обращение.
Обстоятельства: Ответ на обращение административного истца направлен должностными лицами прокуратуры простой почтовой корреспонденцией без указания фамилии и инициалов получателя, что повлекло вскрытие почтового отправления должностными лицами исправительного учреждения, ознакомление их с содержанием письма и нарушение конституционного права административного истца на тайну переписки и почтовых сообщений, а также конфиденциальности общения осужденного с органами прокуратуры.
Решение: Удовлетворено.Предусмотренное УИК РФ право осужденных на ведение переписки не предполагает возможность произвольного выбора осужденным средств и способов его реализации, - оно может осуществляться в специально установленном как данным Кодексом, так и иными актами порядке. Само по себе установление такого порядка не исключает для осужденного возможность получения и отправления письменной корреспонденции, бандеролей и посылок в пределах, закрепленных УИК РФ применительно к условиям отбывания им наказания (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 534-О).
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования заявителя: О признании незаконным ответа на обращение.
Обстоятельства: Ответ на обращение административного истца направлен должностными лицами прокуратуры простой почтовой корреспонденцией без указания фамилии и инициалов получателя, что повлекло вскрытие почтового отправления должностными лицами исправительного учреждения, ознакомление их с содержанием письма и нарушение конституционного права административного истца на тайну переписки и почтовых сообщений, а также конфиденциальности общения осужденного с органами прокуратуры.
Решение: Удовлетворено.Предусмотренное УИК РФ право осужденных на ведение переписки не предполагает возможность произвольного выбора осужденным средств и способов его реализации, - оно может осуществляться в специально установленном как данным Кодексом, так и иными актами порядке. Само по себе установление такого порядка не исключает для осужденного возможность получения и отправления письменной корреспонденции, бандеролей и посылок в пределах, закрепленных УИК РФ применительно к условиям отбывания им наказания (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 534-О).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Деятельность сотрудников оперативных подразделений исправительных учреждений по предупреждению пенитенциарных преступлений
(Адаев А.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 2)Общая предупредительная деятельность должна строиться на обязательном планировании проведения мероприятий и состоять из постоянно реализуемых задач: изучения, анализа и проверки поступающей документации (рапорты, справки, акты о применении специальных средств и оружия, материалы служебных проверок и т.д.); анализа недостатков действующих локальных нормативных актов; изучения работы, проводимой с осужденными, сотрудниками иных структурных подразделений исправительного учреждения; изучения личных дел осужденных, получаемой и отправляемой корреспонденции; анализа посещений осужденных родственниками и иными лицами; проведения опросов; изучения результатов режимных мероприятий; осмотра производственной и жилой зон исправительных учреждений; работы с конфидентами; проведения бесед профилактического характера; проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий; выявления активных участников и групп отрицательной направленности и т.д.
(Адаев А.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 2)Общая предупредительная деятельность должна строиться на обязательном планировании проведения мероприятий и состоять из постоянно реализуемых задач: изучения, анализа и проверки поступающей документации (рапорты, справки, акты о применении специальных средств и оружия, материалы служебных проверок и т.д.); анализа недостатков действующих локальных нормативных актов; изучения работы, проводимой с осужденными, сотрудниками иных структурных подразделений исправительного учреждения; изучения личных дел осужденных, получаемой и отправляемой корреспонденции; анализа посещений осужденных родственниками и иными лицами; проведения опросов; изучения результатов режимных мероприятий; осмотра производственной и жилой зон исправительных учреждений; работы с конфидентами; проведения бесед профилактического характера; проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий; выявления активных участников и групп отрицательной направленности и т.д.
Статья: Особенности правоприменения по делам о правонарушениях экстремистской направленности
(Пошелов П.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)15. Передача экстремистского материала одному лицу для ознакомления не должна образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ. Хотя есть судебные решения, где за подобное поведение лицо осуждалось. Так, по одному из дел "выявлен факт распространения... запрещенной литературы, находящейся в списке запрещенных экстремистских материалов, а именно: отправила по почте... книгу..." <14>. С такой позицией сложно согласиться, поскольку в ст. 20.29 КоАП РФ речь идет не просто о распространении экстремистских материалов, а о массовом распространении экстремистских материалов. В подобных случаях о массовости речь вести нельзя.
(Пошелов П.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)15. Передача экстремистского материала одному лицу для ознакомления не должна образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ. Хотя есть судебные решения, где за подобное поведение лицо осуждалось. Так, по одному из дел "выявлен факт распространения... запрещенной литературы, находящейся в списке запрещенных экстремистских материалов, а именно: отправила по почте... книгу..." <14>. С такой позицией сложно согласиться, поскольку в ст. 20.29 КоАП РФ речь идет не просто о распространении экстремистских материалов, а о массовом распространении экстремистских материалов. В подобных случаях о массовости речь вести нельзя.
Нормативные акты
Определение Верховного Суда РФ от 05.09.2006 N КАС06-319
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.06.2006 N ГКПИ06-475, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими пунктов 49 и 50 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205>Существующий порядок отправки корреспонденции осужденных не может рассматриваться как нарушение их права на переписку, поскольку является лишь механизмом реализации этого права. В то же время этот механизм находится под постоянным контролем и надзором.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.06.2006 N ГКПИ06-475, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими пунктов 49 и 50 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205>Существующий порядок отправки корреспонденции осужденных не может рассматриваться как нарушение их права на переписку, поскольку является лишь механизмом реализации этого права. В то же время этот механизм находится под постоянным контролем и надзором.
Определение Верховного Суда РФ от 06.09.2012 N АПЛ12-479
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.05.2012 N АКПИ12-592, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим пункта 5 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утв. Приказом Минюста РФ от 26.12.2006 N 383>В силу статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским Судом по правам человека цензуре не подлежит.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.05.2012 N АКПИ12-592, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим пункта 5 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утв. Приказом Минюста РФ от 26.12.2006 N 383>В силу статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским Судом по правам человека цензуре не подлежит.