Отсрочка по налогам для СМП
Подборка наиболее важных документов по запросу Отсрочка по налогам для СМП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговая пауза и реформа льгот: Минфин обозначил планы до 2030 г.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 29)Статс-секретарь - замминистра финансов Алексей Сазанов на встрече с бизнесом в Ассоциации европейского бизнеса озвучил ключевые инициативы министерства по налоговой повестке - от отсрочки спорного НДС для малого бизнеса до новых правил для инвесторов в ОЭЗ и глобального налога для холдингов. О том, какие решения готовятся, подробнее в нашем материале.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 29)Статс-секретарь - замминистра финансов Алексей Сазанов на встрече с бизнесом в Ассоциации европейского бизнеса озвучил ключевые инициативы министерства по налоговой повестке - от отсрочки спорного НДС для малого бизнеса до новых правил для инвесторов в ОЭЗ и глобального налога для холдингов. О том, какие решения готовятся, подробнее в нашем материале.
Статья: Законность в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Необходимо подчеркнуть, что в период распространения коронавирусной инфекции усилен надзор за соблюдением прав малого и среднего бизнеса на получение налоговых льгот, отсрочек по арендной плате, специальных кредитных ресурсов и других гарантированных преференций, в том числе на получение финансовой помощи. На особом контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации находятся вопросы скорейшего выполнения государственными и муниципальными заказчиками своих финансовых обязательств перед добросовестными хозяйствующими субъектами, а также вопросы своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным хозяйствующими субъектами государственным и муниципальным контрактам. Так, по требованиям прокуроров исполнены денежные обязательства по муниципальным и государственным контрактам на сумму более 297 млн рублей, пресечено 101 проверочное мероприятие органов контроля, предпринятое вопреки установленному мораторию. Например, многочисленные нарушения сроков доведения бюджетных средств на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства явились поводом для внесения прокуратурой Республики Карелия представления региональному министру экономического развития и промышленности <12>.
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Необходимо подчеркнуть, что в период распространения коронавирусной инфекции усилен надзор за соблюдением прав малого и среднего бизнеса на получение налоговых льгот, отсрочек по арендной плате, специальных кредитных ресурсов и других гарантированных преференций, в том числе на получение финансовой помощи. На особом контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации находятся вопросы скорейшего выполнения государственными и муниципальными заказчиками своих финансовых обязательств перед добросовестными хозяйствующими субъектами, а также вопросы своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным хозяйствующими субъектами государственным и муниципальным контрактам. Так, по требованиям прокуроров исполнены денежные обязательства по муниципальным и государственным контрактам на сумму более 297 млн рублей, пресечено 101 проверочное мероприятие органов контроля, предпринятое вопреки установленному мораторию. Например, многочисленные нарушения сроков доведения бюджетных средств на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства явились поводом для внесения прокуратурой Республики Карелия представления региональному министру экономического развития и промышленности <12>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"3) отсутствие у субъекта малого или среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов субъекта малого или среднего предпринимательства, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"3) отсутствие у субъекта малого или среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов субъекта малого или среднего предпринимательства, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)в) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято;
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)в) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято;
Статья: С УСН на ОСН: что учесть при переходе на общий режим
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 3)Плательщики налога на прибыль, в отличие от упрощенцев, обязаны по общему правилу применять ПБУ 18/02. Оно довольно сложное. Но те организации, которые имеют право на упрощенный бухучет (к ним относится, к примеру, большинство малых предприятий, которые не обязаны проходить аудит), могут отказаться от применения ПБУ 18/02 <28>. Об этом сообщать в ИФНС заранее не надо - нужно закрепить это в учетной политике для целей бухучета.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 3)Плательщики налога на прибыль, в отличие от упрощенцев, обязаны по общему правилу применять ПБУ 18/02. Оно довольно сложное. Но те организации, которые имеют право на упрощенный бухучет (к ним относится, к примеру, большинство малых предприятий, которые не обязаны проходить аудит), могут отказаться от применения ПБУ 18/02 <28>. Об этом сообщать в ИФНС заранее не надо - нужно закрепить это в учетной политике для целей бухучета.
Статья: Оценка правовой поддержки предпринимательской деятельности: проблемы и точки роста (на примере Забайкальского края)
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)К первоочередным мерам для стимулирования предпринимательской деятельности в крае респонденты отнесли: введение льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для субъектов малого и среднего бизнеса (76,4%), предоставление льготных кредитов и субсидий (74,5%), налоговые каникулы и льготы (50,9%), гранты (43,6%), уменьшение штрафов и смягчение ответственности (43,6%), сокращение правовой регламентации в сфере предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях (36,4%), бесплатные правовые консультации (29,1%).
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)К первоочередным мерам для стимулирования предпринимательской деятельности в крае респонденты отнесли: введение льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для субъектов малого и среднего бизнеса (76,4%), предоставление льготных кредитов и субсидий (74,5%), налоговые каникулы и льготы (50,9%), гранты (43,6%), уменьшение штрафов и смягчение ответственности (43,6%), сокращение правовой регламентации в сфере предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях (36,4%), бесплатные правовые консультации (29,1%).
Статья: К вопросу о страховой сумме в договоре страхования предпринимательского риска
(Побережная И.Ю., Побережный С.Г., Семенов А.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)<4> Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (ред. от 20.06.2020) // СЗ РФ. 2020. N 18. Ст. 2895.
(Побережная И.Ю., Побережный С.Г., Семенов А.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)<4> Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (ред. от 20.06.2020) // СЗ РФ. 2020. N 18. Ст. 2895.
Статья: Проблемы реализации конституционного права граждан на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в период пандемии коронавируса (COVID-2019)
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Исполнительной властью, в свою очередь, для борьбы с последствиями распространения коронавирусной инфекции сформирован денежный фонд в 300 млрд руб. для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Правительство Российской Федерации обнулило импортные пошлины на товары первой необходимости, многим организациям предоставлена отсрочка при уплате налогов. Созданы и модернизированы уже существующие программы льготного кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставлена отсрочка по арендным платежам организациям, арендующим недвижимость у органов государственной власти, и подведомственным им организациям.
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Исполнительной властью, в свою очередь, для борьбы с последствиями распространения коронавирусной инфекции сформирован денежный фонд в 300 млрд руб. для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Правительство Российской Федерации обнулило импортные пошлины на товары первой необходимости, многим организациям предоставлена отсрочка при уплате налогов. Созданы и модернизированы уже существующие программы льготного кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставлена отсрочка по арендным платежам организациям, арендующим недвижимость у органов государственной власти, и подведомственным им организациям.
Вопрос: Об установлении пониженных ставок по налогам при УСН, ПСН, налогам на имущество, уменьшении размера (освобождении от уплаты) страховых взносов на приграничной территории Брянской области.
(Письмо Минфина России от 22.03.2023 N 03-11-11/24946)В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях дополнительной поддержки малых и средних предприятий были наделены полномочиями издавать в 2022 году нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления.
(Письмо Минфина России от 22.03.2023 N 03-11-11/24946)В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях дополнительной поддержки малых и средних предприятий были наделены полномочиями издавать в 2022 году нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления.
Статья: Антикризисные меры поддержки малого бизнеса в современных условиях
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)- субсидии, которые получили малые предприятия для преодоления последствий коронавирусной инфекции, тоже попали под налоговые послабления;
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)- субсидии, которые получили малые предприятия для преодоления последствий коронавирусной инфекции, тоже попали под налоговые послабления;
Статья: Учение А. Пигу об общественном благосостоянии: история и опыт современного прочтения антикризисных финансово-правовых мер
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)1) Налоговые льготы, обеспечивающие снижение налогового бремени субъектам экономической деятельности и лицам, которые нуждаются в социальной поддержке. На федеральном уровне правового регулирования в качестве примера к таковым относятся расширение перечня операций, не облагаемых НДС <8>, отмена повышающих коэффициентов по транспортному налогу. В этот перечень можно внести и налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на отдельные виды доходов в целях поддержки уровня жизни населения в нестабильных экономических условиях: не облагаются НДФЛ доходы по вкладам, полученным физическими лицами в 2021 и 2022 гг., материальная выгода за тот же период <9>; расширяется сфера применения социальных вычетов <10>. Обратимся к анализу регионального налогового законодательства. Так, Закон Ярославской области от 7 октября 2003 г. N 73-З (ред. от 28.11.2022) "О налоге на имущество организаций" вводит налоговые льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по отдельным видам экономической деятельности, для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области. Кстати, на местном уровне правового регулирования решением муниципалитета г. Ярославля от 7 ноября 2005 г. N 146 (ред. от 31.10.2019 N 306) "О земельном налоге" также установлены налоговые льготы для субъектов инвестиционной деятельности.
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)1) Налоговые льготы, обеспечивающие снижение налогового бремени субъектам экономической деятельности и лицам, которые нуждаются в социальной поддержке. На федеральном уровне правового регулирования в качестве примера к таковым относятся расширение перечня операций, не облагаемых НДС <8>, отмена повышающих коэффициентов по транспортному налогу. В этот перечень можно внести и налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на отдельные виды доходов в целях поддержки уровня жизни населения в нестабильных экономических условиях: не облагаются НДФЛ доходы по вкладам, полученным физическими лицами в 2021 и 2022 гг., материальная выгода за тот же период <9>; расширяется сфера применения социальных вычетов <10>. Обратимся к анализу регионального налогового законодательства. Так, Закон Ярославской области от 7 октября 2003 г. N 73-З (ред. от 28.11.2022) "О налоге на имущество организаций" вводит налоговые льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по отдельным видам экономической деятельности, для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области. Кстати, на местном уровне правового регулирования решением муниципалитета г. Ярославля от 7 ноября 2005 г. N 146 (ред. от 31.10.2019 N 306) "О земельном налоге" также установлены налоговые льготы для субъектов инвестиционной деятельности.
Статья: Современное состояние и проблемные аспекты формирования гражданского общества в Российской Федерации
(Гончаров И.А., Маркарян С.А.)
("Современное право", 2024, N 6)В марте 2022 года общественная организация "Опора России" стала инициатором идеи формирования программы льготного кредитования. Данный институт гражданского общества также выступил с инициативой предоставить отсрочку от частичной мобилизации для высококвалифицированных сотрудников малого и среднего бизнеса, а в случае мобилизации директора предприятия предусмотреть переходный период, чтобы он смог передать свои дела <6>.
(Гончаров И.А., Маркарян С.А.)
("Современное право", 2024, N 6)В марте 2022 года общественная организация "Опора России" стала инициатором идеи формирования программы льготного кредитования. Данный институт гражданского общества также выступил с инициативой предоставить отсрочку от частичной мобилизации для высококвалифицированных сотрудников малого и среднего бизнеса, а в случае мобилизации директора предприятия предусмотреть переходный период, чтобы он смог передать свои дела <6>.
"Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Заметим, что все нормы ФСБУ 26/2020, которые приводят к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета, могут не применяться теми организациями, которые имеют право на применение упрощенного бухучета (малые предприятия без обязательного аудита и большинство НКО) (см. подразд. 2.1.13). Для ухода от возможных расхождений таким организациям достаточно сделать соответствующие записи в бухгалтерской учетной политике <*>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Заметим, что все нормы ФСБУ 26/2020, которые приводят к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета, могут не применяться теми организациями, которые имеют право на применение упрощенного бухучета (малые предприятия без обязательного аудита и большинство НКО) (см. подразд. 2.1.13). Для ухода от возможных расхождений таким организациям достаточно сделать соответствующие записи в бухгалтерской учетной политике <*>.
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.