Отсрочка по налогам мсп
Подборка наиболее важных документов по запросу Отсрочка по налогам мсп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о страховой сумме в договоре страхования предпринимательского риска
(Побережная И.Ю., Побережный С.Г., Семенов А.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)Налоговые каникулы и отсрочки по уплате налогов оказали значительную поддержку МСБ, снизив их финансовую нагрузку в критический период. Однако некоторые исследователи отмечают, что данная мера имеет временный характер и не решает долгосрочные проблемы ликвидности.
(Побережная И.Ю., Побережный С.Г., Семенов А.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)Налоговые каникулы и отсрочки по уплате налогов оказали значительную поддержку МСБ, снизив их финансовую нагрузку в критический период. Однако некоторые исследователи отмечают, что данная мера имеет временный характер и не решает долгосрочные проблемы ликвидности.
Статья: Законность в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Необходимо подчеркнуть, что в период распространения коронавирусной инфекции усилен надзор за соблюдением прав малого и среднего бизнеса на получение налоговых льгот, отсрочек по арендной плате, специальных кредитных ресурсов и других гарантированных преференций, в том числе на получение финансовой помощи. На особом контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации находятся вопросы скорейшего выполнения государственными и муниципальными заказчиками своих финансовых обязательств перед добросовестными хозяйствующими субъектами, а также вопросы своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным хозяйствующими субъектами государственным и муниципальным контрактам. Так, по требованиям прокуроров исполнены денежные обязательства по муниципальным и государственным контрактам на сумму более 297 млн рублей, пресечено 101 проверочное мероприятие органов контроля, предпринятое вопреки установленному мораторию. Например, многочисленные нарушения сроков доведения бюджетных средств на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства явились поводом для внесения прокуратурой Республики Карелия представления региональному министру экономического развития и промышленности <12>.
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Необходимо подчеркнуть, что в период распространения коронавирусной инфекции усилен надзор за соблюдением прав малого и среднего бизнеса на получение налоговых льгот, отсрочек по арендной плате, специальных кредитных ресурсов и других гарантированных преференций, в том числе на получение финансовой помощи. На особом контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации находятся вопросы скорейшего выполнения государственными и муниципальными заказчиками своих финансовых обязательств перед добросовестными хозяйствующими субъектами, а также вопросы своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным хозяйствующими субъектами государственным и муниципальным контрактам. Так, по требованиям прокуроров исполнены денежные обязательства по муниципальным и государственным контрактам на сумму более 297 млн рублей, пресечено 101 проверочное мероприятие органов контроля, предпринятое вопреки установленному мораторию. Например, многочисленные нарушения сроков доведения бюджетных средств на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства явились поводом для внесения прокуратурой Республики Карелия представления региональному министру экономического развития и промышленности <12>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"3) отсутствие у субъекта малого или среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов субъекта малого или среднего предпринимательства, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"3) отсутствие у субъекта малого или среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов субъекта малого или среднего предпринимательства, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)в) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято;
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)в) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято;
Вопрос: Об НДС при безвозмездной передаче организацией, осуществляющей функции по поддержке экспорта, прав на использование программного обеспечения в целях его дальнейшего внедрения в систему "Одно окно".
(Письмо ФНС России от 11.01.2023 N СД-4-3/157@)Как следует из обращения и информации, полученной в рабочем порядке, в целях осуществления поддержки экспортеров в части страхования экспортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков экспортеров через информационную систему "Одно окно" Агентство осуществило разработку программного обеспечения "Страхование отсрочки платежа для клиентов сегмента МСП" (далее - Сервис). Для внедрения и погружения Сервиса в информационную систему "Одно окно" и предоставления к нему доступа пользователям ИС "Одно окно" Агентство планирует передать АО права на использование Сервиса.
(Письмо ФНС России от 11.01.2023 N СД-4-3/157@)Как следует из обращения и информации, полученной в рабочем порядке, в целях осуществления поддержки экспортеров в части страхования экспортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков экспортеров через информационную систему "Одно окно" Агентство осуществило разработку программного обеспечения "Страхование отсрочки платежа для клиентов сегмента МСП" (далее - Сервис). Для внедрения и погружения Сервиса в информационную систему "Одно окно" и предоставления к нему доступа пользователям ИС "Одно окно" Агентство планирует передать АО права на использование Сервиса.
Статья: Особенности формирования налоговой базы по УСНО за 2022 год
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Между тем начисленные, но отсроченные по уплате страховые взносы не могут быть приняты в уменьшение "упрощенного" налога при объекте налогообложения "доходы" и учтены в составе расходов при объекте налогообложения "доходы минус расходы" (см. Письмо ФНС России от 06.05.2022 N СД-4-11/5607@). Соответственно, у "упрощенцев", воспользовавшихся данной отсрочкой в 2022 году, должны возрасти платежи по "упрощенному" налогу, поскольку по вышеуказанным причинам они не могут:
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Между тем начисленные, но отсроченные по уплате страховые взносы не могут быть приняты в уменьшение "упрощенного" налога при объекте налогообложения "доходы" и учтены в составе расходов при объекте налогообложения "доходы минус расходы" (см. Письмо ФНС России от 06.05.2022 N СД-4-11/5607@). Соответственно, у "упрощенцев", воспользовавшихся данной отсрочкой в 2022 году, должны возрасти платежи по "упрощенному" налогу, поскольку по вышеуказанным причинам они не могут:
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)<19> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2018.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)<19> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2018.
Статья: Современное состояние и проблемные аспекты формирования гражданского общества в Российской Федерации
(Гончаров И.А., Маркарян С.А.)
("Современное право", 2024, N 6)В марте 2022 года общественная организация "Опора России" стала инициатором идеи формирования программы льготного кредитования. Данный институт гражданского общества также выступил с инициативой предоставить отсрочку от частичной мобилизации для высококвалифицированных сотрудников малого и среднего бизнеса, а в случае мобилизации директора предприятия предусмотреть переходный период, чтобы он смог передать свои дела <6>.
(Гончаров И.А., Маркарян С.А.)
("Современное право", 2024, N 6)В марте 2022 года общественная организация "Опора России" стала инициатором идеи формирования программы льготного кредитования. Данный институт гражданского общества также выступил с инициативой предоставить отсрочку от частичной мобилизации для высококвалифицированных сотрудников малого и среднего бизнеса, а в случае мобилизации директора предприятия предусмотреть переходный период, чтобы он смог передать свои дела <6>.
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
Статья: Оценка правовой поддержки предпринимательской деятельности: проблемы и точки роста (на примере Забайкальского края)
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)К первоочередным мерам для стимулирования предпринимательской деятельности в крае респонденты отнесли: введение льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для субъектов малого и среднего бизнеса (76,4%), предоставление льготных кредитов и субсидий (74,5%), налоговые каникулы и льготы (50,9%), гранты (43,6%), уменьшение штрафов и смягчение ответственности (43,6%), сокращение правовой регламентации в сфере предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях (36,4%), бесплатные правовые консультации (29,1%).
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)К первоочередным мерам для стимулирования предпринимательской деятельности в крае респонденты отнесли: введение льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для субъектов малого и среднего бизнеса (76,4%), предоставление льготных кредитов и субсидий (74,5%), налоговые каникулы и льготы (50,9%), гранты (43,6%), уменьшение штрафов и смягчение ответственности (43,6%), сокращение правовой регламентации в сфере предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях (36,4%), бесплатные правовые консультации (29,1%).
Статья: Проблемы реализации конституционного права граждан на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в период пандемии коронавируса (COVID-2019)
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Исполнительной властью, в свою очередь, для борьбы с последствиями распространения коронавирусной инфекции сформирован денежный фонд в 300 млрд руб. для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Правительство Российской Федерации обнулило импортные пошлины на товары первой необходимости, многим организациям предоставлена отсрочка при уплате налогов. Созданы и модернизированы уже существующие программы льготного кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставлена отсрочка по арендным платежам организациям, арендующим недвижимость у органов государственной власти, и подведомственным им организациям.
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Исполнительной властью, в свою очередь, для борьбы с последствиями распространения коронавирусной инфекции сформирован денежный фонд в 300 млрд руб. для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Правительство Российской Федерации обнулило импортные пошлины на товары первой необходимости, многим организациям предоставлена отсрочка при уплате налогов. Созданы и модернизированы уже существующие программы льготного кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставлена отсрочка по арендным платежам организациям, арендующим недвижимость у органов государственной власти, и подведомственным им организациям.
Статья: Учение А. Пигу об общественном благосостоянии: история и опыт современного прочтения антикризисных финансово-правовых мер
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)2) Налоговые преференции в форме отсрочки, рассрочки и налогового инвестиционного кредита (изменения срока уплаты налога), иные преференции по порядку исполнения налоговой обязанности. К примеру, системообразующие и (или) градообразующие предприятия вправе получить отсрочку (рассрочку) по ввозным таможенным пошлинам при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров <11>. К иным преференциям можно отнести изменение заявительного порядка возмещения НДС <12>, продление на 2023 г. переходного периода применения прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц отдельно по каждой налоговой базе <13>.
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)2) Налоговые преференции в форме отсрочки, рассрочки и налогового инвестиционного кредита (изменения срока уплаты налога), иные преференции по порядку исполнения налоговой обязанности. К примеру, системообразующие и (или) градообразующие предприятия вправе получить отсрочку (рассрочку) по ввозным таможенным пошлинам при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров <11>. К иным преференциям можно отнести изменение заявительного порядка возмещения НДС <12>, продление на 2023 г. переходного периода применения прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц отдельно по каждой налоговой базе <13>.
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)Большая часть мер адресована лишь предприятиям из списка пострадавших отраслей, которые практически остановили свою деятельность во время пандемии. В то же время во многих государствах меры поддержки распространяются и на крупные предприятия. Этот опыт можно было бы использовать в России, где меры поддержки сводятся преимущественно к снижению взносов и региональных налогов для малого бизнеса, а основная часть МСП может рассчитывать лишь на отсрочки по уплате налогов. Крупные предприятия даже из списка пострадавших отраслей могут получить лишь отсрочки, хотя для этих предприятий последствия оказались не менее тяжелыми. Не предложено также снижения или отмены штрафов и пеней за неуплату налогов. По сути, второй этап поддержки, на котором должны вводиться меры стимулирования экономики, в Российской Федерации не проявлен.
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)Большая часть мер адресована лишь предприятиям из списка пострадавших отраслей, которые практически остановили свою деятельность во время пандемии. В то же время во многих государствах меры поддержки распространяются и на крупные предприятия. Этот опыт можно было бы использовать в России, где меры поддержки сводятся преимущественно к снижению взносов и региональных налогов для малого бизнеса, а основная часть МСП может рассчитывать лишь на отсрочки по уплате налогов. Крупные предприятия даже из списка пострадавших отраслей могут получить лишь отсрочки, хотя для этих предприятий последствия оказались не менее тяжелыми. Не предложено также снижения или отмены штрафов и пеней за неуплату налогов. По сути, второй этап поддержки, на котором должны вводиться меры стимулирования экономики, в Российской Федерации не проявлен.
Статья: Правовые режимы налоговых льгот в сфере развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инноваций: российская и мировая практика
(Федосимов Б.А.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Если говорить о переходе к исследованию отсрочки налогообложения в контексте опыта зарубежных стран, можно упомянуть, что на сегодняшний день в разных европейских государствах в данной сфере предусмотрена возможность переносить на будущее, в частности, 10-летний срок, право использования налоговой льготы с учетом типа и особенностей вложения средств в том или ином размере относительно инновационных, перепрофилируемых наукоемких организаций. Это касается также субъектов малого и среднего бизнеса, специфики деятельности, которая разворачивается в моменты кризисного и циклического развития экономики, вследствие чего хозяйствующим субъектам приходится заниматься своевременным обновлением существующего ассортимента, внедрением эффективного инструментария и предлагаемых технологий, отличающихся своими особенностями. Между тем, как реализуются подобные мероприятия, а также извлечением показателей прибыли, благодаря которому удается получить льготы, установленные на уровне законодательства, можно говорить о наличии промежутка времени, который учитывается в процессе разработки порядка отсрочки налогообложения, разработки соответствующих инициатив членами политических партий <7>.
(Федосимов Б.А.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Если говорить о переходе к исследованию отсрочки налогообложения в контексте опыта зарубежных стран, можно упомянуть, что на сегодняшний день в разных европейских государствах в данной сфере предусмотрена возможность переносить на будущее, в частности, 10-летний срок, право использования налоговой льготы с учетом типа и особенностей вложения средств в том или ином размере относительно инновационных, перепрофилируемых наукоемких организаций. Это касается также субъектов малого и среднего бизнеса, специфики деятельности, которая разворачивается в моменты кризисного и циклического развития экономики, вследствие чего хозяйствующим субъектам приходится заниматься своевременным обновлением существующего ассортимента, внедрением эффективного инструментария и предлагаемых технологий, отличающихся своими особенностями. Между тем, как реализуются подобные мероприятия, а также извлечением показателей прибыли, благодаря которому удается получить льготы, установленные на уровне законодательства, можно говорить о наличии промежутка времени, который учитывается в процессе разработки порядка отсрочки налогообложения, разработки соответствующих инициатив членами политических партий <7>.