Отставка главы муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Отставка главы муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия главы муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)2. Прекращение полномочий (удаление в отставку) главы муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)2. Прекращение полномочий (удаление в отставку) главы муниципального образования
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Конфликт интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции"Исходя из вышеприведенных выше норм, предусмотрено решение вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку досрочно, а также досрочное прекращение полномочий главы местной администрации, в том числе в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимодействие прокуратуры и органов местного самоуправления по вопросу удаления главы муниципального образования в отставку
(Комлев Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2
(Комлев Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
(ред. от 31.07.2025)2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Решение Конституционного Суда РФ от 16.07.2013
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года"Оспоренные заявителем законоположения, определяющие статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также перечень оснований досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда в той мере, в какой на основе этих законоположений решается вопрос о возможности прекращения полномочий главы муниципального образования, восстановленного судом в этой должности как незаконно удаленного в отставку, в связи с проведением досрочных выборов и вступлением в должность вновь избранного главы муниципального образования до окончания судебного разбирательства по делу удаленного в отставку главы муниципального образования.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года"Оспоренные заявителем законоположения, определяющие статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также перечень оснований досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда в той мере, в какой на основе этих законоположений решается вопрос о возможности прекращения полномочий главы муниципального образования, восстановленного судом в этой должности как незаконно удаленного в отставку, в связи с проведением досрочных выборов и вступлением в должность вновь избранного главы муниципального образования до окончания судебного разбирательства по делу удаленного в отставку главы муниципального образования.
Статья: Роль судебного контроля в сфере деятельности органов местного самоуправления
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)С прогрессом демократизации общественных отношений, стабилизацией избирательных норм и многолетним опытом проведения муниципальных кампаний предполагается установление единого дня голосования без необходимости в отдельном процессе их назначения <6>. Вмешательство судебной системы будет требоваться лишь в экстраординарных случаях (отставка главы муниципального образования, роспуск представительного органа и т.п.).
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)С прогрессом демократизации общественных отношений, стабилизацией избирательных норм и многолетним опытом проведения муниципальных кампаний предполагается установление единого дня голосования без необходимости в отдельном процессе их назначения <6>. Вмешательство судебной системы будет требоваться лишь в экстраординарных случаях (отставка главы муниципального образования, роспуск представительного органа и т.п.).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 2 комментируемой статьи).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 2 комментируемой статьи).
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)2) специальные сроки по делам: а) об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования - 10 дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 2 ст. 219 КАС РФ); б) о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения (ч. 3, 4 ст. 219 КАС РФ) - 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)2) специальные сроки по делам: а) об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования - 10 дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 2 ст. 219 КАС РФ); б) о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения (ч. 3, 4 ст. 219 КАС РФ) - 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав.
Статья: Глава муниципального образования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1420-О-О указано, что процедура досрочного прекращения полномочий, равно как и порядок отставки главы муниципального образования по собственному желанию, должна определяться уставом муниципального образования (п. 7 ч. 1 ст. 56 Закона о местном самоуправлении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1420-О-О указано, что процедура досрочного прекращения полномочий, равно как и порядок отставки главы муниципального образования по собственному желанию, должна определяться уставом муниципального образования (п. 7 ч. 1 ст. 56 Закона о местном самоуправлении).
Статья: О типовых ошибках, допускаемых органами местного самоуправления при применении действующего законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования. Результаты оценки деятельности главы муниципального образования оказывают влияние на решение вопроса о возможной его досрочной отставке.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования. Результаты оценки деятельности главы муниципального образования оказывают влияние на решение вопроса о возможной его досрочной отставке.