Ответ на обращения граждан в налоговый орган

Подборка наиболее важных документов по запросу Ответ на обращения граждан в налоговый орган (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23.01.2023 N 88а-4182/2023 по делу N 2а-2350/2022
Категория: Споры с налоговыми органами.
Требования заявителя: О признании незаконными решений.
Обстоятельства: Обращения истца рассмотрены налоговым органом в пределах полномочий, ответы соответствуют требованиям закона, права и законные интересы истца не нарушают.
Решение: Отказано.
Не свидетельствуют о нарушении порядка рассмотрения обращения и утверждения К о том, что он не получал от Инспекции документы, подтверждающие проведение выездной проверки. Порядок рассмотрения обращения (часть 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан) предусматривает направление гражданину только ответа на обращение. Кроме того, из материалов дела не следует, что мероприятия налогового контроля осуществлялись Инспекцией в форме выездной налоговой проверки.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган направил требование от 24.12.2021 о предоставлении документов и информации в течение 10 дней со дня получения требования. Требование было получено обществом 14.01.2022. 27.01.2022 общество направило в адрес налогового органа ответ, в котором со ссылкой на несоответствие требования нормам ст. 93.1 НК РФ сообщило о готовности исполнить данное требование после уточнения налоговым органом, в рамках каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация). Налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 126, п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности. Суд указал, что требование содержит всю необходимую информацию, предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ и Приказом Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, позволяет идентифицировать всех контрагентов налогоплательщика, по взаимоотношениям с которыми запрошены документы и информация, в требовании указаны реквизиты договоров, а также указано, что документы и информацию необходимо представить за период с 01.01.2021 по настоящее время. Суд указал, что начиная с 01.04.2020 применение ст. 126 НК РФ не поставлено в зависимость от того, в рамках налоговой проверки истребуются документы либо вне рамок проведения налоговой проверки, следовательно, действующая редакция п. 6 ст. 93.1 НК РФ позволяет привлечь лицо к ответственности по ст. 126 НК РФ в случае отказа от представления истребуемых документов и вне рамок налоговой проверки. Суд отдельно отметил, что в письме от 27.01.2022, направленном в адрес налогового органа в ответ на его требование от 24.12.2021, налогоплательщик фактически установил для налогового органа условие, при котором он выполнит требование инспекции: уточнение налоговым органом, в рамках каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация). По своей сути указанное письмо не является обращением в смысле, определяемом Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", следовательно, его действие на письмо налогоплательщика не распространяется. Исходя из того, что в письме 27.01.2022 налогоплательщик фактически выразил отказ в предоставлении информации и документов, суд признал решение о привлечении общества к ответственности по п. 2 ст. 126 и п. 1 ст. 129.1 НК РФ обоснованным.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.05.2024 N Ф04-1460/2024 по делу N А70-14321/2023 <Когда ФНС вправе не знакомить налогоплательщика с материалами проверки?>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 13)
Как указало общество, 31 января 2023 года в 10 утра его представитель прибыл в ИФНС. Инспектор Н. приняла у него ответ на указанное уведомление, сообщив, что проверка вызвана обращением гражданина. Но дать обращение для ознакомления инспектор отказалась, упомянув лишь о необходимости направить "зарплатную" информацию. Рассмотрение материалов проверки, доводов компании в назначенное время не проводилось, с данными ревизии представителя не ознакомили.
Статья: Вызов в инспекцию: в каких случаях и чем может закончиться?
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)
Как позднее сообщила компания, ее представитель прибыл в налоговый орган к 10:00 утра в указанный в вызове день. Инспектор приняла ответ на уведомление и сообщила, что контрольные мероприятия были начаты после обращение гражданина. Однако показать это самое обращение, чтобы представитель компании мог с ним ознакомиться, инспектор отказалась. При этом указав на необходимость направить ей информацию о заработных платах, установленных в обществе.

Нормативные акты

"Обзор правоприменительной практики за III квартал 2016 года по спорам о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)"Оспариваемые письма изданы при реализации Минфином России иных функций. В частности, обязанность направить ответ на заявление (запрос) гражданина установлена Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)
6.16. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;