Ответственность муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия главы муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)1. Ответственность главы муниципального образования за ненадлежащее исполнение переданных полномочий
(КонсультантПлюс, 2025)1. Ответственность главы муниципального образования за ненадлежащее исполнение переданных полномочий
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)5. Проблема обоснованности привлечения к ответственности муниципальных образований. Как видно, организация муниципальными образованиями деятельности по обращению с животными без владельцев включает в себя значительный комплекс мер. В рамках судебного разбирательства муниципальные образования обязаны подтвердить факт выполнения всех этих мер. К ним относится: создание условий по информированию населения; определение подведомственной организации либо заключение муниципального контракта с включенными в него условиями постоянного осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в течение определенного периода; беспрерывность муниципальных контрактов (отсутствие временного разрыва между утрачивающим силу и вновь заключаемым контрактами); отлов животных посредством заявок от граждан и организаций и на основании плановых мероприятий; должный контроль за деятельностью подведомственной организации (исполнителем по контракту) с предоставлением доказательств фактического надлежащего выполнения ею обязательств (журналы заявок, фотосъемка, видеоматериалы по отлову животных и пр.); принятие мер по организации мероприятий для определения агрессивности/неагрессивности стерилизованного животного без владельца с привлечением специалистов для проведения такого теста; принятие решения о местах, на которые запрещен возврат стерилизованных (и чипированных) животных без владельцев.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)5. Проблема обоснованности привлечения к ответственности муниципальных образований. Как видно, организация муниципальными образованиями деятельности по обращению с животными без владельцев включает в себя значительный комплекс мер. В рамках судебного разбирательства муниципальные образования обязаны подтвердить факт выполнения всех этих мер. К ним относится: создание условий по информированию населения; определение подведомственной организации либо заключение муниципального контракта с включенными в него условиями постоянного осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в течение определенного периода; беспрерывность муниципальных контрактов (отсутствие временного разрыва между утрачивающим силу и вновь заключаемым контрактами); отлов животных посредством заявок от граждан и организаций и на основании плановых мероприятий; должный контроль за деятельностью подведомственной организации (исполнителем по контракту) с предоставлением доказательств фактического надлежащего выполнения ею обязательств (журналы заявок, фотосъемка, видеоматериалы по отлову животных и пр.); принятие мер по организации мероприятий для определения агрессивности/неагрессивности стерилизованного животного без владельца с привлечением специалистов для проведения такого теста; принятие решения о местах, на которые запрещен возврат стерилизованных (и чипированных) животных без владельцев.
Готовое решение: Как и с кого получить возмещение, если на ваш автомобиль упали дерево или снег
(КонсультантПлюс, 2025)3.1.3. Когда ответственным могут признать муниципальное образование
(КонсультантПлюс, 2025)3.1.3. Когда ответственным могут признать муниципальное образование
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 126. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 126. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2018 год"Конституционный Суд отметил, что, хотя оспоренные законоположения увязывают наступление ответственности главы муниципального образования, главы местной администрации с их действиями, влекущими определенные неблагоприятные последствия для публичных и частных интересов, это само по себе не может пониматься таким образом, что прямо не упомянутое в норме бездействие должностного лица, порождающее те же (аналогичные) негативные последствия, выведено за рамки и не подлежит пресечению посредством конкретной меры государственно-правового принуждения.
Статья: Правовое регулирование участия муниципальных образований в конкурентных рыночных отношениях
(Кондратенко З.К.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Статья посвящена анализу антимонопольного законодательства, регламентирующего участие муниципальных образований в конкурентных рыночных отношениях. Автором рассматриваются положения современной судебной практики по вопросам привлечения к ответственности муниципальных образований за нарушение антимонопольного законодательства. Предлагаются варианты решения правовых проблем в этой сфере.
(Кондратенко З.К.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Статья посвящена анализу антимонопольного законодательства, регламентирующего участие муниципальных образований в конкурентных рыночных отношениях. Автором рассматриваются положения современной судебной практики по вопросам привлечения к ответственности муниципальных образований за нарушение антимонопольного законодательства. Предлагаются варианты решения правовых проблем в этой сфере.
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Одновременно суды не нашли оснований для привлечения к субсидиарной ответственности муниципального образования <19> по п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве, указав на то, что конкурсный управляющий не доказал совершения его органами конкретных действий, повлекших банкротство должника.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Одновременно суды не нашли оснований для привлечения к субсидиарной ответственности муниципального образования <19> по п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве, указав на то, что конкурсный управляющий не доказал совершения его органами конкретных действий, повлекших банкротство должника.
Статья: Проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления как основания для удаления главы муниципального образования в отставку
(Афанасьева Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Применительно к ответственности главы муниципального образования основным условием для инициирования процедуры удаления должностного лица в отставку является результат оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, при этом за отчетный период результаты оценки должны быть определены как неудовлетворительные и установлены не менее одного раза в отношении конкретного муниципального образования.
(Афанасьева Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Применительно к ответственности главы муниципального образования основным условием для инициирования процедуры удаления должностного лица в отставку является результат оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, при этом за отчетный период результаты оценки должны быть определены как неудовлетворительные и установлены не менее одного раза в отношении конкретного муниципального образования.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 39. Особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 39. Особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями
Готовое решение: Как уплатить НДФЛ и сдать отчетность по обособленному подразделению
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы выбрали в муниципальном образовании ответственное лицо, по месту учета которого централизованно подается отчетность по НДФЛ, то при изменении количества ОП на данной территории вам нужно уведомить об этом налоговые органы (п. 2 ст. 230 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы выбрали в муниципальном образовании ответственное лицо, по месту учета которого централизованно подается отчетность по НДФЛ, то при изменении количества ОП на данной территории вам нужно уведомить об этом налоговые органы (п. 2 ст. 230 НК РФ).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В г. Воронеже правительство Воронежской области определяет уполномоченных исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих полномочия органов местного самоуправления города по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Воронежа, государственная собственность на которые не разграничена <1>. Это положение областного закона оспаривалось в суде, но было признано соответствующим федеральному законодательству <2>, однако такое перераспределение полномочий нередко подвергается научной критике <3>. Так, А.А. Сергеев справедливо указывает, что "передача полномочий от муниципалитетов региону происходит не в добровольном порядке, не по соглашению, а императивно, в силу издания закона субъекта РФ о передаче полномочий" <4>. И далее ученый делает вывод: "Принципиальный момент состоит в том, что передаваемые полномочия исключаются из зоны ответственности муниципального образования" <5>. Получается, что в таком случае и контроль должен передаваться. Конечно, это ущемляет права местного самоуправления. Практика свидетельствует о довольно частом несовпадении интересов региональных и муниципальных властей, например, при осуществлении органами субъектов РФ изъятого у муниципалитетов полномочия по выдаче разрешения использования земельного участка для размещения на нем объекта строительства. Вправе ли в этом случае контрольный орган принимать меры по недопущению самовольных построек и другие меры по охране обязательных требований? На наш взгляд, ответ должен быть утвердительный. Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость четкого и непротиворечивого определения компетенции муниципальных образований, последовательного разграничения вопросов местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросов государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, а также взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности <6>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В г. Воронеже правительство Воронежской области определяет уполномоченных исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих полномочия органов местного самоуправления города по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Воронежа, государственная собственность на которые не разграничена <1>. Это положение областного закона оспаривалось в суде, но было признано соответствующим федеральному законодательству <2>, однако такое перераспределение полномочий нередко подвергается научной критике <3>. Так, А.А. Сергеев справедливо указывает, что "передача полномочий от муниципалитетов региону происходит не в добровольном порядке, не по соглашению, а императивно, в силу издания закона субъекта РФ о передаче полномочий" <4>. И далее ученый делает вывод: "Принципиальный момент состоит в том, что передаваемые полномочия исключаются из зоны ответственности муниципального образования" <5>. Получается, что в таком случае и контроль должен передаваться. Конечно, это ущемляет права местного самоуправления. Практика свидетельствует о довольно частом несовпадении интересов региональных и муниципальных властей, например, при осуществлении органами субъектов РФ изъятого у муниципалитетов полномочия по выдаче разрешения использования земельного участка для размещения на нем объекта строительства. Вправе ли в этом случае контрольный орган принимать меры по недопущению самовольных построек и другие меры по охране обязательных требований? На наш взгляд, ответ должен быть утвердительный. Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость четкого и непротиворечивого определения компетенции муниципальных образований, последовательного разграничения вопросов местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросов государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, а также взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности <6>.
Статья: Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в муниципальных образовательных организациях
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе N 131-ФЗ при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, и в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности. В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований <7>.
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе N 131-ФЗ при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, и в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности. В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований <7>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Глава 5 "Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством" ГК РФ содержит ст. 124 "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права", ст. 125 "Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством", ст. 126 "Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования", ст. 127 "Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Глава 5 "Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством" ГК РФ содержит ст. 124 "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права", ст. 125 "Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством", ст. 126 "Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования", ст. 127 "Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств".
Статья: Принцип ответственности публичной администрации в условиях цифровизации
(Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)По вопросу об ответственности за вред, причиненный в результате некорректной работы светофоров, в российской практике сложился устойчивый подход. Его можно проиллюстрировать на примере ответственности муниципальных образований. С управленческой точки зрения муниципальные образования являются субъектами, ответственными за содержание дорог, в том числе за установку и работу светофоров. Для исполнения данной обязанности муниципальные образования заключают муниципальный контракт с коммерческой организацией в целях поддержания светофорных объектов в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения. В случае если дорожно-транспортное происшествие находится в причинно-следственной связи с некорректно работающим светофором, муниципальное образование возмещает причиненный таким светофором вред участнику дорожного движения. Затем возвращает его в порядке регресса с коммерческой организации. При этом распределение обязанности по возмещению вреда осуществляется в муниципальном контракте на содержание светофорных объектов: "В случае предъявления третьими лицами к заказчику (муниципальному образованию в лице своего органа. - А.В.) исков о взыскании убытков, вызванных нарушением исполнителем (коммерческой организацией. - А.В.) своих обязательств исполнитель будет привлечен в качестве ответчика, заменив тем самым Заказчика как надлежащую сторону" <32>.
(Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)По вопросу об ответственности за вред, причиненный в результате некорректной работы светофоров, в российской практике сложился устойчивый подход. Его можно проиллюстрировать на примере ответственности муниципальных образований. С управленческой точки зрения муниципальные образования являются субъектами, ответственными за содержание дорог, в том числе за установку и работу светофоров. Для исполнения данной обязанности муниципальные образования заключают муниципальный контракт с коммерческой организацией в целях поддержания светофорных объектов в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения. В случае если дорожно-транспортное происшествие находится в причинно-следственной связи с некорректно работающим светофором, муниципальное образование возмещает причиненный таким светофором вред участнику дорожного движения. Затем возвращает его в порядке регресса с коммерческой организации. При этом распределение обязанности по возмещению вреда осуществляется в муниципальном контракте на содержание светофорных объектов: "В случае предъявления третьими лицами к заказчику (муниципальному образованию в лице своего органа. - А.В.) исков о взыскании убытков, вызванных нарушением исполнителем (коммерческой организацией. - А.В.) своих обязательств исполнитель будет привлечен в качестве ответчика, заменив тем самым Заказчика как надлежащую сторону" <32>.