Ответственность оператора ЭДО
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность оператора ЭДО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по направлению решения в адрес общества почтовым отправлением, а не в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Суд отказал в удовлетворении требования. Решением налогового органа общество было привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. Решением вышестоящего налогового органа сумма штрафа была уменьшена в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Принятое решение было направлено налогоплательщику почтовым отправлением. Налогоплательщик ссылался на положения п. 8 ст. 161, п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ и утверждал, что поскольку общество обязано представлять декларацию по НДС в электронной форме, то и решения налоговый орган обязан направлять посредством ТКС. Суд указал, что положения абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ предусматривают лишь возможность, но не обязанность направления документов налоговым органом в электронной форме. Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что действия инспекции по направлению решения заказным письмом не противоречат действующему налоговому законодательству и не могут быть признаны ненадлежащими лишь на том основании, что они были осуществлены каким-либо иным способом, чем предполагало общество, которое, действуя разумно и добросовестно, в любом случае было обязано обеспечить получение корреспонденции по юридическому адресу.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по направлению решения в адрес общества почтовым отправлением, а не в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Суд отказал в удовлетворении требования. Решением налогового органа общество было привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. Решением вышестоящего налогового органа сумма штрафа была уменьшена в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Принятое решение было направлено налогоплательщику почтовым отправлением. Налогоплательщик ссылался на положения п. 8 ст. 161, п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ и утверждал, что поскольку общество обязано представлять декларацию по НДС в электронной форме, то и решения налоговый орган обязан направлять посредством ТКС. Суд указал, что положения абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ предусматривают лишь возможность, но не обязанность направления документов налоговым органом в электронной форме. Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что действия инспекции по направлению решения заказным письмом не противоречат действующему налоговому законодательству и не могут быть признаны ненадлежащими лишь на том основании, что они были осуществлены каким-либо иным способом, чем предполагало общество, которое, действуя разумно и добросовестно, в любом случае было обязано обеспечить получение корреспонденции по юридическому адресу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: Путь электронного документооборота: результаты перехода и сложности, с которыми сталкивается бизнес
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 44)3. Отсутствием как автоматизированного контроля за полномочиями, так и определенного на уровне законодательства РФ со стороны, отвечающей за контроль полномочий. Фактически контроль остался за хозяйствующими субъектами, операторы ЭДО не берут на себя ответственность за контроль полномочий. В результате МЧД на текущем этапе не дает никаких преимуществ в сравнении с доверенностью на бумаге.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 44)3. Отсутствием как автоматизированного контроля за полномочиями, так и определенного на уровне законодательства РФ со стороны, отвечающей за контроль полномочий. Фактически контроль остался за хозяйствующими субъектами, операторы ЭДО не берут на себя ответственность за контроль полномочий. В результате МЧД на текущем этапе не дает никаких преимуществ в сравнении с доверенностью на бумаге.
Статья: УПД: секрет хорошей формы
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 22)Учтите, что не считается электронным тот УПД, который переслан контрагенту по ТКС в виде PDF-файла, являющегося электронным образом (скрином) бумажного документа. Полноценный электронный УПД со статусом "1" должен быть составлен по специальному формату (о чем мы уже говорили), подписан УКЭП уполномоченного продавцом лица и электронной подписью лица, ответственного за оформление операции. Такой УПД поставщик в большинстве случаев должен отправить покупателю через оператора ЭДО <20>.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 22)Учтите, что не считается электронным тот УПД, который переслан контрагенту по ТКС в виде PDF-файла, являющегося электронным образом (скрином) бумажного документа. Полноценный электронный УПД со статусом "1" должен быть составлен по специальному формату (о чем мы уже говорили), подписан УКЭП уполномоченного продавцом лица и электронной подписью лица, ответственного за оформление операции. Такой УПД поставщик в большинстве случаев должен отправить покупателю через оператора ЭДО <20>.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 06.11.2024 N ЕД-7-19/1005@
"Об утверждении стандартов по разработке форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы"
(вместе со "Стандартом форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы", "Стандартом порядка заполнения форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы", "Стандартом разработки (изменения) форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы")- направление служебной записки в СП ЦА ФНС России, ответственное за методологию электронного документооборота, для доведения Контрольных соотношений до операторов электронного документооборота (при необходимости);
"Об утверждении стандартов по разработке форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы"
(вместе со "Стандартом форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы", "Стандартом порядка заполнения форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы", "Стандартом разработки (изменения) форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы")- направление служебной записки в СП ЦА ФНС России, ответственное за методологию электронного документооборота, для доведения Контрольных соотношений до операторов электронного документооборота (при необходимости);
Приказ ФНС России от 17.02.2023 N ЕД-7-26/116@
"Об утверждении формата электронного путевого листа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2023 N 72466)КодПол - код получателя файла обмена (должностного лица, ответственного за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортного средства) - уникальный код участника электронного документооборота, присваиваемый оператором ЭДО, длина кода получателя составляет не более 43 символов. При направлении документа не через оператора ЭДО ИдПол - глобальный уникальный идентификатор (GUID), однозначно идентифицирующий участника документооборота;
"Об утверждении формата электронного путевого листа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2023 N 72466)КодПол - код получателя файла обмена (должностного лица, ответственного за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортного средства) - уникальный код участника электронного документооборота, присваиваемый оператором ЭДО, длина кода получателя составляет не более 43 символов. При направлении документа не через оператора ЭДО ИдПол - глобальный уникальный идентификатор (GUID), однозначно идентифицирующий участника документооборота;
"Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Арзуманова Л.Л., Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К таким положениям, например, могут относиться порядок электронного документооборота на платформе, порядок обработки информации участниками платформы, ответственность оператора платформы и другие положения.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Арзуманова Л.Л., Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К таким положениям, например, могут относиться порядок электронного документооборота на платформе, порядок обработки информации участниками платформы, ответственность оператора платформы и другие положения.
"LegalTech в сфере предпринимательской деятельности: монография"
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)Проведение закупок на электронных площадках повысило значение деятельности операторов электронных площадок, которые включены теперь в процесс отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей), прямые контакты заказчиков и участников закупок исключены. Действия операторов носят как технический характер, поскольку они несут обязанности по исправности технических средств и оборудования, надежности функционирования электронной площадки, но и юридически значимые действия. В КоАП Российской Федерации <1> включена ответственность оператора за нарушение порядка проведения электронного аукциона и аккредитации участника (ст. 7.30); нарушение правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя); порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах (ст. 7.31.1) и др.
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)Проведение закупок на электронных площадках повысило значение деятельности операторов электронных площадок, которые включены теперь в процесс отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей), прямые контакты заказчиков и участников закупок исключены. Действия операторов носят как технический характер, поскольку они несут обязанности по исправности технических средств и оборудования, надежности функционирования электронной площадки, но и юридически значимые действия. В КоАП Российской Федерации <1> включена ответственность оператора за нарушение порядка проведения электронного аукциона и аккредитации участника (ст. 7.30); нарушение правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя); порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах (ст. 7.31.1) и др.
Вопрос: О привлечении к ответственности в случае пропуска срока подачи декларации по НДС из-за технических неполадок в системе 1С.
(Письмо ФНС России от 15.05.2024 N ЗГ-2-15/7345@)Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет ответственность в соответствии с положениями статьи 119 Кодекса.
(Письмо ФНС России от 15.05.2024 N ЗГ-2-15/7345@)Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет ответственность в соответствии с положениями статьи 119 Кодекса.
Статья: Некоторые аспекты функционирования электронного документооборота в налоговых правоотношениях
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Однако, несмотря на многочисленные положительные стороны электронного документооборота, в налоговых правоотношениях встречаются случаи, когда при технических сбоях в информационных системах добросовестные налогоплательщики привлекаются к ответственности при отсутствии их вины. ФНС России разъяснила, в каких случаях к налогоплательщику не применяются штрафные санкции за несвоевременное представление налоговой отчетности. Штраф не применяется в том случае, если лицо не смогло в срок сформировать и (или) направить отчетность по ТКС через оператора ЭДО или разработчика бухгалтерских учетных систем по независящим от него причинам. К таковым относятся технические сбои "облачного" программного обеспечения, недоступность электронных каналов связи и др. При этом налогоплательщик должен подтвердить, что такие обстоятельства действительно имели место. Для этого необходимо представить в налоговый орган подтверждающие документы. Такими подтверждающими документами являются в том числе письма от разработчиков бухгалтерских учетных систем или операторов ЭДО об отсутствии технической возможности формирования и (или) доставки налоговых деклараций (расчетов) в периоды, соответствующие срокам представления налоговых деклараций (расчетов), установленным НК РФ. При представлении налогоплательщиком подтверждающих документов до завершения камеральной налоговой проверки или до вручения акта налоговой проверки налоговый орган не инициирует процедуру привлечения к ответственности, установленной п. 1, 2 ст. 119 НК РФ. При представлении налогоплательщиком ходатайства о неприменении штрафных санкций, установленных вышеуказанной нормой (с приложением подтверждающих документов), после вручения акта налоговой проверки такой налогоплательщик не привлекается к вышеуказанной ответственности <42>. В связи с появлением таких разъяснений очевидно, что из сложившейся судебной практики, на которую ссылаются налоговые органы в своем письме, цифровые технологии, обеспечивающие организацию электронного документооборота, дают сбои в работе, которые негативно сказываются на налогоплательщиках. Напрашивается вывод о необходимости защиты налогоплательщиков в ситуациях по независящим от них причинам, возникающим из-за несовершенства работы искусственного интеллекта.
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Однако, несмотря на многочисленные положительные стороны электронного документооборота, в налоговых правоотношениях встречаются случаи, когда при технических сбоях в информационных системах добросовестные налогоплательщики привлекаются к ответственности при отсутствии их вины. ФНС России разъяснила, в каких случаях к налогоплательщику не применяются штрафные санкции за несвоевременное представление налоговой отчетности. Штраф не применяется в том случае, если лицо не смогло в срок сформировать и (или) направить отчетность по ТКС через оператора ЭДО или разработчика бухгалтерских учетных систем по независящим от него причинам. К таковым относятся технические сбои "облачного" программного обеспечения, недоступность электронных каналов связи и др. При этом налогоплательщик должен подтвердить, что такие обстоятельства действительно имели место. Для этого необходимо представить в налоговый орган подтверждающие документы. Такими подтверждающими документами являются в том числе письма от разработчиков бухгалтерских учетных систем или операторов ЭДО об отсутствии технической возможности формирования и (или) доставки налоговых деклараций (расчетов) в периоды, соответствующие срокам представления налоговых деклараций (расчетов), установленным НК РФ. При представлении налогоплательщиком подтверждающих документов до завершения камеральной налоговой проверки или до вручения акта налоговой проверки налоговый орган не инициирует процедуру привлечения к ответственности, установленной п. 1, 2 ст. 119 НК РФ. При представлении налогоплательщиком ходатайства о неприменении штрафных санкций, установленных вышеуказанной нормой (с приложением подтверждающих документов), после вручения акта налоговой проверки такой налогоплательщик не привлекается к вышеуказанной ответственности <42>. В связи с появлением таких разъяснений очевидно, что из сложившейся судебной практики, на которую ссылаются налоговые органы в своем письме, цифровые технологии, обеспечивающие организацию электронного документооборота, дают сбои в работе, которые негативно сказываются на налогоплательщиках. Напрашивается вывод о необходимости защиты налогоплательщиков в ситуациях по независящим от них причинам, возникающим из-за несовершенства работы искусственного интеллекта.
Статья: Электронное оформление перевозок грузов автомобильным транспортом
(Карпеев О.В., Котов А.В.)
("Транспортное право", 2021, N 2)Ответственность операторов предусмотрена в п. 93 и 97 Правил перевозок, однако детальная регламентация в настоящее время отсутствует, содержится лишь упоминание о такой ответственности. Отсутствие регламентированной меры ответственности, при введении в действие правил использования электронного документооборота участниками перевозочных отношений, может привести к возникновению новых споров, которые ввиду отсутствия судебной практики будут решаться неоднозначным образом.
(Карпеев О.В., Котов А.В.)
("Транспортное право", 2021, N 2)Ответственность операторов предусмотрена в п. 93 и 97 Правил перевозок, однако детальная регламентация в настоящее время отсутствует, содержится лишь упоминание о такой ответственности. Отсутствие регламентированной меры ответственности, при введении в действие правил использования электронного документооборота участниками перевозочных отношений, может привести к возникновению новых споров, которые ввиду отсутствия судебной практики будут решаться неоднозначным образом.
Вопрос: Являются ли технические ошибки причиной отказа налоговым органом в приеме декларации в электронном виде и основанием для привлечения организации к ответственности за ее непредставление?
(Консультация эксперта, 2025)Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным ФНС России форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего Требованиям к оператору электронного документооборота, утвержденным Приказом ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/546@ (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным ФНС России форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего Требованиям к оператору электронного документооборота, утвержденным Приказом ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/546@ (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ).
Готовое решение: Как выставлять УПД в электронной форме
(КонсультантПлюс, 2025)электронной подписью лица, ответственного за оформление операции (независимо от статуса УПД);
(КонсультантПлюс, 2025)электронной подписью лица, ответственного за оформление операции (независимо от статуса УПД);
Статья: Обеспечение реализации конституционного принципа добросовестной конкуренции при электронной контрактации товаров, работ, услуг
(Аношина А.Я.)
("Современное право", 2024, N 5)В настоящее время электронные закупки осуществляются в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, в которых раскрываются порядок и условия отбора операторов электронных площадок, формируются принципы контрактации продукции товаров, работ, услуг, организации электронного документооборота. В Законе N 44-ФЗ подчеркивается необходимость соблюдения принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных закупок, формулируются методологические подходы к формированию начальной (максимальной) цены, стоимости поставок.
(Аношина А.Я.)
("Современное право", 2024, N 5)В настоящее время электронные закупки осуществляются в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, в которых раскрываются порядок и условия отбора операторов электронных площадок, формируются принципы контрактации продукции товаров, работ, услуг, организации электронного документооборота. В Законе N 44-ФЗ подчеркивается необходимость соблюдения принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных закупок, формулируются методологические подходы к формированию начальной (максимальной) цены, стоимости поставок.
Готовое решение: Можно ли перейти на электронный документооборот с контрагентом без письменного соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)Однако мы рекомендуем иметь соглашение с контрагентом, особенно если вы хотите использовать электронный документооборот (ЭДО) с ним постоянно и без участия оператора ЭДО.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако мы рекомендуем иметь соглашение с контрагентом, особенно если вы хотите использовать электронный документооборот (ЭДО) с ним постоянно и без участия оператора ЭДО.
Вопрос: Подлежит ли лицензированию деятельность организаций или бухгалтеров-ИП по подготовке за своих клиентов и передаче отчетности в ФНС по телекоммуникационным каналам связи, если они подписывают отчетность своей электронной подписью?
(Консультация эксперта, 2024)Так, к административной ответственности привлекались директор организаций, организация и индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по передаче отчетности в уполномоченные органы без лицензии через оператора электронного документооборота (Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2021 N Ф04-1008/2021 по делу N А46-15558/2020, Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018 N 02АП-645/2018 по делу N А29-9829/2017, Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 по делу N А38-2092/2016).
(Консультация эксперта, 2024)Так, к административной ответственности привлекались директор организаций, организация и индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по передаче отчетности в уполномоченные органы без лицензии через оператора электронного документооборота (Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2021 N Ф04-1008/2021 по делу N А46-15558/2020, Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018 N 02АП-645/2018 по делу N А29-9829/2017, Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 по делу N А38-2092/2016).