Ответственность перевозчика жд

Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность перевозчика жд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Имущественные потери
(КонсультантПлюс, 2024)
Ссылаясь на то, что в результате отмены маршрутов пригородных поездов владелец инфраструктуры понес имущественные потери... в части неполученных доходов от запрошенных услуг по использованию инфраструктуры, истец направил в адрес ответчика (перевозчик) претензию с требованием возместить неполученные доходы, в удовлетворении которой ответчик отказал, сославшись на то, что в силу статьи 115 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" ответственность перевозчика при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств ограничена возмещением реального ущерба.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 400 "Ограничение размера ответственности по обязательствам" ГК РФ"Требования истца в части взыскания убытков были отклонены судами, в связи с недоказанностью несения убытков, а также с учетом принципа ограниченной ответственности, поскольку размер ответственности перевозчика определен специальными положениями Устава железнодорожного транспорта, что исключает право кредитора на возмещение убытков в виде упущенной выгоды, по статье 15, пункта 1 статьи 400 Гражданского кодекса Российской Федерации."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Пригородные электропоезда: об ответственности перевозчика
(Нагорная Д.В.)
("Транспортное право", 2021, N 3)
Статья посвящена правовому регулированию ответственности перевозчика в пригородном железнодорожном сообщении. Несмотря на высокую востребованность пригородного железнодорожного транспорта среди населения, вопросы об ответственности перевозчика в полной мере не решены. В частности, встает вопрос о возврате денежных средств за неиспользованные проездные документы в связи с задержкой/отменой прибытия или отправления пригородного электропоезда. Также проблемным аспектом является ответственность перевозчика пассажиров за опоздание поезда в пригородном сообщении. Автор приходит к выводу о том, что общественные отношения, связанные с привлечением к ответственности перевозчика, осуществляющего пригородные железнодорожные перевозки пассажиров, являются недостаточно урегулированными, и предлагает внести изменения в положения о возврате денежных средств, уплаченных за проезд в поездах пригородного сообщения, пассажиру, а также предусмотреть в железнодорожном законодательстве ответственность для перевозчиков в связи с остановкой следования пригородного поезда в пути.
Статья: Особенности рассмотрения судебной практики по вопросам ответственности, возникающей по договорам железнодорожных перевозок
(Кулагина А.С.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)
Статья посвящена рассмотрению особенностей ответственности перевозчика за несохранность груза при его перевозке железнодорожным транспортом, перевозимого по договору перевозки. Проанализированы основания и характер ответственности перевозчика за утерю, порчу, повреждение груза. Исследованы основания, при которых снимается ответственность перевозчика за несохранность груза при его транспортировке железнодорожным транспортом. Гражданский кодекс Российской Федерации в современных условиях хозяйствования является основополагающим в вопросах транспортировки груза при использовании железнодорожного подвижного состава. В договорах перевозки грузов железнодорожным транспортом учитывается ряд основных прав и обязанностей. Одной из особенностей данного вида договоров является то, что он подтверждается выдачей коносамента. Заключение таких договоров происходит между грузоотправителем и перевозчиком. До сих пор не определен единый подход к объяснению правовой природы таких документов. Статьи 36 и 37 УЖТ РФ противоречат п. 3 статьи об обязанности грузополучателя принять и оплатить товар (ст. 308 ГК РФ). Решение этой проблемы заключается в закреплении обязательства по получению товара и оплате грузоотправителю. В статье подробно рассмотрен ряд проблем, которые могут возникать при подписании соглашений между перевозчиком и грузоотправителем. Среди них такие, как те, которые касаются пролонгации срока доставки груза железнодорожным транспортом. Поэтому отмечается, что норма ГК РФ является противоречащей УЖТ РФ, которая на данный момент допускает заключение соглашения об увеличении сроков доставки груза. Рассмотрение вопросов, связанных с ответственностью, вопросов, связанных с регулированием железнодорожных перевозок грузов на основании действующего законодательства, и тщательный анализ судебной практики являются важными, поскольку они применяются не только для улучшения и повышения эффективности самих перевозок, но и для обеспечения качественной и надежной деятельности железнодорожного транспорта.

Нормативные акты

Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)
Статья 78. За невыполнение нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, и принятой заявки на перевозку грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении перевозчики, организации, осуществляющие перевалку грузов, несут ответственность, аналогичную ответственности за невыполнение принятой заявки, установленной статьей 94 настоящего Устава.
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
2. Ответственность за неисполнение обязанностей перевозчика при перевозке товаров железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита несет железнодорожный перевозчик, принявший товары к перевозке по территории одного из государств-членов в порядке, установленном международными договорами в области железнодорожного транспорта и актами Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств либо законодательством государств-членов в области транспорта, если передача товаров осуществляется между железнодорожными перевозчиками одного государства-члена.