Ответственность судьи за нарушение антикоррупционного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность судьи за нарушение антикоррупционного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.11.2022 N 16-7616/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: О признании незаконным прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.При рассмотрении жалобы защитника общества на постановление мирового судьи, судьей районного суда учтено, что постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Заволжского судебного района г. Ульяновска от 12 мая 2022 года директор ООО "Стройпроект" ФИО12. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за установленное по настоящему делу нарушение. При этом обществом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а именно в обществе принято и утверждено 27 марта 2021 года Положение об антикоррупционной политике, с которым все работники были ознакомлены.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: О признании незаконным прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.При рассмотрении жалобы защитника общества на постановление мирового судьи, судьей районного суда учтено, что постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Заволжского судебного района г. Ульяновска от 12 мая 2022 года директор ООО "Стройпроект" ФИО12. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за установленное по настоящему делу нарушение. При этом обществом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а именно в обществе принято и утверждено 27 марта 2021 года Положение об антикоррупционной политике, с которым все работники были ознакомлены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие коррупции в судейском сообществе Российской Федерации: международный опыт и "особая китайская модель"
(Фоков А.П.)
("Мировой судья", 2021, N 7)Законопроектом предусмотрены обстоятельства, освобождающие судей от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных федеральным и иным законодательством в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств и должно быть обеспечено судьей не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия независящих обстоятельств.
(Фоков А.П.)
("Мировой судья", 2021, N 7)Законопроектом предусмотрены обстоятельства, освобождающие судей от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных федеральным и иным законодательством в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств и должно быть обеспечено судьей не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия независящих обстоятельств.
Статья: Проблемы латентного соучастия в коррупционном преступлении
(Шаманский Д.А.)
("Российский судья", 2024, N 1)Комментируя данный пример, необходимо отметить, что привлечь гражданина К. к ответственности по ст. 285 УК РФ за нарушение требований или ограничений, установленных законом (отсутствие диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), вряд ли удастся, так как К. фактически не злоупотреблял должностными полномочиями. Более того, на сегодняшний день в административном и в уголовном законодательстве иная универсальная норма, предусматривающая ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства РФ, отсутствует. Следует назвать бесспорным факт соучастия остальных в данном коррупционном деянии, но система противодействия и борьбы с подобным соучастием на сегодняшний день в стране не организованна именно потому, что антикоррупционное законодательство не охватывает все существующие формы коррупционной деятельности. Возбуждение дел или инициирование соответствующих служебных расследований в отношении должностных лиц (судей, министров, прокуроров), как правило, является весьма непростой задачей для правоприменителя. В этой связи правоприменитель вынужденно борется либо с мелкими коррупционными преступлениями, либо с мелкими чиновниками, которые их совершают <5>. Соответственно, иные формы коррупционной деятельности допускаются ввиду отсутствия адекватной ответственности за несущественные злоупотребления, которые, в свою очередь, остаются латентными. В этой связи в данных уголовной статистики все больше отражается низовая коррупция, а несущественные злоупотребления или злоупотребления высших должностных лиц, как правило, остаются в тени <6>. В сложившейся ситуации процесс привлечения к уголовной ответственности главного обвиняемого лица без раскрытия роли латентных соучастников является более доступным и удобным для правоприменителя.
(Шаманский Д.А.)
("Российский судья", 2024, N 1)Комментируя данный пример, необходимо отметить, что привлечь гражданина К. к ответственности по ст. 285 УК РФ за нарушение требований или ограничений, установленных законом (отсутствие диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), вряд ли удастся, так как К. фактически не злоупотреблял должностными полномочиями. Более того, на сегодняшний день в административном и в уголовном законодательстве иная универсальная норма, предусматривающая ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства РФ, отсутствует. Следует назвать бесспорным факт соучастия остальных в данном коррупционном деянии, но система противодействия и борьбы с подобным соучастием на сегодняшний день в стране не организованна именно потому, что антикоррупционное законодательство не охватывает все существующие формы коррупционной деятельности. Возбуждение дел или инициирование соответствующих служебных расследований в отношении должностных лиц (судей, министров, прокуроров), как правило, является весьма непростой задачей для правоприменителя. В этой связи правоприменитель вынужденно борется либо с мелкими коррупционными преступлениями, либо с мелкими чиновниками, которые их совершают <5>. Соответственно, иные формы коррупционной деятельности допускаются ввиду отсутствия адекватной ответственности за несущественные злоупотребления, которые, в свою очередь, остаются латентными. В этой связи в данных уголовной статистики все больше отражается низовая коррупция, а несущественные злоупотребления или злоупотребления высших должностных лиц, как правило, остаются в тени <6>. В сложившейся ситуации процесс привлечения к уголовной ответственности главного обвиняемого лица без раскрытия роли латентных соучастников является более доступным и удобным для правоприменителя.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)3. На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, федеральными законами. К лицам, замещающим должности мировых судей, предъявляются требования, установленные федеральным законом о статусе судей в Российской Федерации, федеральным законом о мировых судьях. Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, освобождаются от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от них обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)3. На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, федеральными законами. К лицам, замещающим должности мировых судей, предъявляются требования, установленные федеральным законом о статусе судей в Российской Федерации, федеральным законом о мировых судьях. Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, освобождаются от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от них обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
"Методические рекомендации по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции"
(утв. решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 26.01.2017)
(ред. от 05.02.2021)
(вместе с "Основными требованиями (ограничения, запреты, обязанности) к судьям в целях противодействия коррупции")1.3.5. Квалификационная коллегия судей в соответствии со статьями 8.1, 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", подпунктом 8 пункта 2 статьи 17, подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" рассматривает вопросы о привлечении судей к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.
(утв. решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 26.01.2017)
(ред. от 05.02.2021)
(вместе с "Основными требованиями (ограничения, запреты, обязанности) к судьям в целях противодействия коррупции")1.3.5. Квалификационная коллегия судей в соответствии со статьями 8.1, 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", подпунктом 8 пункта 2 статьи 17, подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" рассматривает вопросы о привлечении судей к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.