Ответственность туроператора за задержку рейса
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность туроператора за задержку рейса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Интерлайн-соглашение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)наличие ответственности авиакомпании перед туроператором и пассажирами в случае задержки вылета ВС;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)наличие ответственности авиакомпании перед туроператором и пассажирами в случае задержки вылета ВС;
Форма: Договор на реализацию туристского продукта (между агентством и клиентом)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- перенос или задержка рейса, а также повреждение или утеря багажа;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- перенос или задержка рейса, а также повреждение или утеря багажа;
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2011 год: Статья 120 "Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза" Воздушного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов)Как пояснил суд, исходя из ст. 795, ст. 796 Гражданского кодекса РФ и ст. 120 Воздушного кодекса РФ, ответственность перевозчика действующее законодательство связывает со случаями, когда произошла задержка или отмена рейса полностью, в то время как в рассматриваемом случае произошло изменение времени отправления. При указанных обстоятельствах ответственность за возмещение убытков должна быть возложена на туроператора. При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании стоимости одного дня проживания в гостинице, компенсации морального вреда и судебных расходов.
(Р.Б. Касенов)Как пояснил суд, исходя из ст. 795, ст. 796 Гражданского кодекса РФ и ст. 120 Воздушного кодекса РФ, ответственность перевозчика действующее законодательство связывает со случаями, когда произошла задержка или отмена рейса полностью, в то время как в рассматриваемом случае произошло изменение времени отправления. При указанных обстоятельствах ответственность за возмещение убытков должна быть возложена на туроператора. При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании стоимости одного дня проживания в гостинице, компенсации морального вреда и судебных расходов.
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 9 "Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ")Руководствуясь ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" и установив, что истца обратилась в турагентство (турагент) и заключила договор о реализации туристского продукта, в соответствии с которым ей должны были быть оказаны услуги по подбору, бронированию и оплате туристского продукта; в дальнейшем по требованию ответчика истца была вынуждена произвести доплату стоимости тура; кроме того, ответчиком в одностороннем порядке были изменены условия отдыха (туристы отдыхали в гостинице "3 звезды" вместо гостиницы "4 звезды") и условия авиаперелета (предоставлен рейс с пересадкой), что подтверждается квитанциями, посадочными талонами, проездными документами, маршрутными квитанциями, ваучерами, суд правомерно взыскал денежные средства в счет соразмерного уменьшения цены, придя к выводу о том, что ответчики как турагент и туроператор несут солидарную ответственность перед заказчиком за оказание услуг ненадлежащего качества, входящих в туристский продукт, а также за задержку возврата полученных от потребителя денежных средств.
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ")Руководствуясь ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" и установив, что истца обратилась в турагентство (турагент) и заключила договор о реализации туристского продукта, в соответствии с которым ей должны были быть оказаны услуги по подбору, бронированию и оплате туристского продукта; в дальнейшем по требованию ответчика истца была вынуждена произвести доплату стоимости тура; кроме того, ответчиком в одностороннем порядке были изменены условия отдыха (туристы отдыхали в гостинице "3 звезды" вместо гостиницы "4 звезды") и условия авиаперелета (предоставлен рейс с пересадкой), что подтверждается квитанциями, посадочными талонами, проездными документами, маршрутными квитанциями, ваучерами, суд правомерно взыскал денежные средства в счет соразмерного уменьшения цены, придя к выводу о том, что ответчики как турагент и туроператор несут солидарную ответственность перед заказчиком за оказание услуг ненадлежащего качества, входящих в туристский продукт, а также за задержку возврата полученных от потребителя денежных средств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Туризм: права отдыхающих и обязанности отправляющих отдыхать"
(выпуск 11)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2019)Туроператор будет нести ответственность, если произошла задержка рейса и потому из турпакета выпал день отдыха.
(выпуск 11)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2019)Туроператор будет нести ответственность, если произошла задержка рейса и потому из турпакета выпал день отдыха.
Статья: Юридическая ответственность субъектов туристской деятельности (туристического обслуживания)
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)В рамках спора туристом был подан иск о соразмерном уменьшении стоимости туристского продукта в связи с задержкой рейса на 32 часа 25 минут, что привело к тому, что туристы прибыли к месту отдыха со значительным опозданием, потеряв часть оплаченного времени пребывания в отеле. По мнению истца, туристский продукт был предоставлен ему туроператором с нарушением установленного договором срока и не в полном объеме. Поскольку денежные средства в счет соразмерного уменьшения цены туристского продукта не были получены истцом ни от туроператора, ни от турагента, туроператор привлечен к ответственности за нарушение прав потребителя в виде компенсации морального вреда и штрафа, предусмотренных ст. 15, п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей <18>.
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)В рамках спора туристом был подан иск о соразмерном уменьшении стоимости туристского продукта в связи с задержкой рейса на 32 часа 25 минут, что привело к тому, что туристы прибыли к месту отдыха со значительным опозданием, потеряв часть оплаченного времени пребывания в отеле. По мнению истца, туристский продукт был предоставлен ему туроператором с нарушением установленного договором срока и не в полном объеме. Поскольку денежные средства в счет соразмерного уменьшения цены туристского продукта не были получены истцом ни от туроператора, ни от турагента, туроператор привлечен к ответственности за нарушение прав потребителя в виде компенсации морального вреда и штрафа, предусмотренных ст. 15, п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей <18>.
Нормативные акты
<Письмо> Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32
"Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания"При этом туроператор не вправе ссылаться на положения п. 1 ст. 401 ГК РФ без учета взаимосвязанной нормы п. 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, согласно которой исполнитель изначально несет полную ответственность за надлежащее исполнение обязательств. Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п.
"Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания"При этом туроператор не вправе ссылаться на положения п. 1 ст. 401 ГК РФ без учета взаимосвязанной нормы п. 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, согласно которой исполнитель изначально несет полную ответственность за надлежащее исполнение обязательств. Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п.
Распоряжение Минтранса РФ от 20.11.2002 N ПР-27-р
"О мерах по повышению регулярности и безопасности полетов при перевозках российских туристов чартерными рейсами российских авиакомпаний"наличия ответственности авиакомпании перед туроператором и пассажирами в случае задержки вылета ВС;
"О мерах по повышению регулярности и безопасности полетов при перевозках российских туристов чартерными рейсами российских авиакомпаний"наличия ответственности авиакомпании перед туроператором и пассажирами в случае задержки вылета ВС;