Ответственность учредителя при ликвидации
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность учредителя при ликвидации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 123.22 "Государственное учреждение и муниципальное учреждение" ГК РФ"По смыслу приведенного законодательства, данные правоотношения распространяют свое действие только на случаи причинения вреда гражданам и исключают возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидируемого муниципального бюджетного (автономного) учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора, в данном случае договора теплоснабжения."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 49 "Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в суд с требованием привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального учреждения администрацию муниципального образования. По мнению налогового органа, согласно п. п. 4 - 6 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 и п. 1 ст. 399 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам. Администрация против привлечения к субсидиарной ответственности возражала, ссылаясь на неприменимость положений гражданского законодательства к налоговым правоотношениям. Суд согласился с позицией администрации, указав, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Предусмотренная п. 2 ст. 49 НК РФ субсидиарная ответственность учредителя юридического лица возможна исключительно в случае ликвидации юридического лица и недостаточности средств ликвидируемой организации. Иных случаев субсидиарной ответственности собственника юридического лица законодательство о налогах и сборах не содержит. Положения гражданского законодательства, на которые ссылается налоговый орган, в данном случае неприменимы. Муниципальное учреждение обязано самостоятельно уплачивать налоги, оснований для возложения данной обязанности на учредителя и собственника имущества не имеется.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в суд с требованием привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального учреждения администрацию муниципального образования. По мнению налогового органа, согласно п. п. 4 - 6 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 и п. 1 ст. 399 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам. Администрация против привлечения к субсидиарной ответственности возражала, ссылаясь на неприменимость положений гражданского законодательства к налоговым правоотношениям. Суд согласился с позицией администрации, указав, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Предусмотренная п. 2 ст. 49 НК РФ субсидиарная ответственность учредителя юридического лица возможна исключительно в случае ликвидации юридического лица и недостаточности средств ликвидируемой организации. Иных случаев субсидиарной ответственности собственника юридического лица законодательство о налогах и сборах не содержит. Положения гражданского законодательства, на которые ссылается налоговый орган, в данном случае неприменимы. Муниципальное учреждение обязано самостоятельно уплачивать налоги, оснований для возложения данной обязанности на учредителя и собственника имущества не имеется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за август 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 10)2. Приведенная правовая позиция КС РФ касается возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника (учредителя) ликвидируемого бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора энергоснабжения. Она в равной степени распространяется на автономные учреждения, правовой статус и правовой режим имущества которых во многом тождествен статусу и режиму имущества бюджетных учреждений.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 10)2. Приведенная правовая позиция КС РФ касается возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника (учредителя) ликвидируемого бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора энергоснабжения. Она в равной степени распространяется на автономные учреждения, правовой статус и правовой режим имущества которых во многом тождествен статусу и режиму имущества бюджетных учреждений.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении N 23-П, касается возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника (учредителя) ликвидированного бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора энергоснабжения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении N 23-П, касается возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника (учредителя) ликвидированного бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора энергоснабжения.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2020 года"Оспоренная норма была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования она исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по указанным обязательствам.