Ответственность за нарушение правил землепользования и застройки
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение правил землепользования и застройки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.09.2023 N 88-24224/2023 (УИД 68RS0004-01-2022-003600-93)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Обстоятельства: Истец является собственником жилого дома и земельного участка. Соседнее домовладение принадлежит ответчикам. Ответчики привезли собак, разместили вольеры и открыли собачий приют без согласования с ветеринарной службой, администрацией сельского поселения.
Решение: Отказано.Между тем стороной истца в нарушение правил ст. ст. 56 и 67 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств нарушения ответчиками Правил землепользования и застройки на территории <адрес>, нецелевого использования земельного участка, привлечения ответчиков к ответственности за организацию и осуществление незаконной деятельности, за нарушение экологических, санитарно-гигиенических, ветеринарных и иных правил. Ссылки заявителя на то, что размещение ответчиками на спорном земельном участке большого количества домашних животных нарушает права истца как собственника, не связанные с лишением владения, создает невыносимые условия для его проживания, фактически основаны только на объяснениях самого К. и материалами дела не подтверждаются.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Обстоятельства: Истец является собственником жилого дома и земельного участка. Соседнее домовладение принадлежит ответчикам. Ответчики привезли собак, разместили вольеры и открыли собачий приют без согласования с ветеринарной службой, администрацией сельского поселения.
Решение: Отказано.Между тем стороной истца в нарушение правил ст. ст. 56 и 67 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств нарушения ответчиками Правил землепользования и застройки на территории <адрес>, нецелевого использования земельного участка, привлечения ответчиков к ответственности за организацию и осуществление незаконной деятельности, за нарушение экологических, санитарно-гигиенических, ветеринарных и иных правил. Ссылки заявителя на то, что размещение ответчиками на спорном земельном участке большого количества домашних животных нарушает права истца как собственника, не связанные с лишением владения, создает невыносимые условия для его проживания, фактически основаны только на объяснениях самого К. и материалами дела не подтверждаются.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нецелевое использование земельного участка
(КонсультантПлюс, 2024)Не привлекают к ответственности за нецелевое использование земельного участка, если он используется в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, предусмотренным правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, даже если он не внесен в ЕГРН
(КонсультантПлюс, 2024)Не привлекают к ответственности за нецелевое использование земельного участка, если он используется в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, предусмотренным правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, даже если он не внесен в ЕГРН
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надзор за исполнением законов в сфере капитального строительства
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2022, N 9)В ходе прокурорских проверок выявляется несоответствие правовых актов органов местного самоуправления положениям федерального законодательства в сфере капитального строительства. Так, в Омской области по результатам рассмотрения представления прокурора района, внесенного главе муниципального района, орган местного самоуправления принял административные регламенты оказания муниципальных услуг по рассмотрению уведомлений о планируемых строительстве, реконструкции и завершении строительства, реконструкции индивидуальных жилых домов. Виновное в допущенных нарушениях должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2022, N 9)В ходе прокурорских проверок выявляется несоответствие правовых актов органов местного самоуправления положениям федерального законодательства в сфере капитального строительства. Так, в Омской области по результатам рассмотрения представления прокурора района, внесенного главе муниципального района, орган местного самоуправления принял административные регламенты оказания муниципальных услуг по рассмотрению уведомлений о планируемых строительстве, реконструкции и завершении строительства, реконструкции индивидуальных жилых домов. Виновное в допущенных нарушениях должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Статья: Правовые проблемы пространственного развития территории Российской Федерации
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Поскольку градостроительное зонирование реализуется на местном (муниципальном) уровне, за исключением городов федерального значения, то в основе градостроительного зонирования лежит функциональное зонирование, предусмотренное генпланами муниципальных образований, поэтому важно, чтобы разработке ПЗЗ предшествовала разработка генпланов. Таким образом, между генпланами и ПЗЗ существует тесная связь. ПЗЗ разрабатываются на основе генплана и направлены на реализацию его положений. Функциональное зонирование является основой для градостроительного зонирования. Например, генпланом выделяется зона жилищной застройки, в ПЗЗ такая зона может дифференцироваться на зоны малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной застройки. Главная цель градостроительного зонирования - установление территориальных зон и определение разрешенных типов использования, что является ключевой частью ПЗЗ, которыми устанавливаются виды деятельности, разрешенные на определенном участке. Градостроительное зонирование делает назначение участков ясным и публичным, так как оно определяется в правовых актах, доступных для общественного ознакомления на сайте муниципалитета. Таким образом, инвесторы, планирующие финансировать строительство или реконструкцию объектов недвижимости, граждане, желающие построить индивидуальные жилые дома, иные лица могут заранее узнать правовой режим земельных участков в определенной зоне, выяснить типы разрешенного использования участка. Следует отметить, что ПЗЗ являются достаточно гибким механизмом - они могут изменяться в установленном порядке, градостроительным законодательством предусмотрены механизмы гибкости, позволяющие на законном основании отклоняться от установленных в ПЗЗ требований. В то же время неправомерное нарушение установленных форм использования земли, превышение максимальных границ застройки, определенных в нормах землепользования и строительства, приводят к привлечению виновных к административной ответственности, отказу в предоставлении разрешения на строительство и введение объекта в эксплуатацию, а также к классификации здания капитального строительства как незаконной постройки.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Поскольку градостроительное зонирование реализуется на местном (муниципальном) уровне, за исключением городов федерального значения, то в основе градостроительного зонирования лежит функциональное зонирование, предусмотренное генпланами муниципальных образований, поэтому важно, чтобы разработке ПЗЗ предшествовала разработка генпланов. Таким образом, между генпланами и ПЗЗ существует тесная связь. ПЗЗ разрабатываются на основе генплана и направлены на реализацию его положений. Функциональное зонирование является основой для градостроительного зонирования. Например, генпланом выделяется зона жилищной застройки, в ПЗЗ такая зона может дифференцироваться на зоны малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной застройки. Главная цель градостроительного зонирования - установление территориальных зон и определение разрешенных типов использования, что является ключевой частью ПЗЗ, которыми устанавливаются виды деятельности, разрешенные на определенном участке. Градостроительное зонирование делает назначение участков ясным и публичным, так как оно определяется в правовых актах, доступных для общественного ознакомления на сайте муниципалитета. Таким образом, инвесторы, планирующие финансировать строительство или реконструкцию объектов недвижимости, граждане, желающие построить индивидуальные жилые дома, иные лица могут заранее узнать правовой режим земельных участков в определенной зоне, выяснить типы разрешенного использования участка. Следует отметить, что ПЗЗ являются достаточно гибким механизмом - они могут изменяться в установленном порядке, градостроительным законодательством предусмотрены механизмы гибкости, позволяющие на законном основании отклоняться от установленных в ПЗЗ требований. В то же время неправомерное нарушение установленных форм использования земли, превышение максимальных границ застройки, определенных в нормах землепользования и строительства, приводят к привлечению виновных к административной ответственности, отказу в предоставлении разрешения на строительство и введение объекта в эксплуатацию, а также к классификации здания капитального строительства как незаконной постройки.
Нормативные акты
<Письмо> Минрегиона РФ от 13.04.2011 N 9079-ИП/08
<О разработке документов территориального планирования и правил землепользования и застройки в части разработки положения о территориальном планировании>По мнению Минрегиона России, документы территориального планирования и правил землепользования и застройки в части разработки положения о территориальном планировании, порядка их применения могут быть разработаны органами местного самоуправления самостоятельно, а в части разработки картографических материалов и документов с привлечением организаций, имеющих соответствующую лицензию.
<О разработке документов территориального планирования и правил землепользования и застройки в части разработки положения о территориальном планировании>По мнению Минрегиона России, документы территориального планирования и правил землепользования и застройки в части разработки положения о территориальном планировании, порядка их применения могут быть разработаны органами местного самоуправления самостоятельно, а в части разработки картографических материалов и документов с привлечением организаций, имеющих соответствующую лицензию.