Ответственность за несанкционированный митинг
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за несанкционированный митинг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или общественную безопасность: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2024)Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех
(КонсультантПлюс, 2024)Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новый ценз пассивного избирательного права: причастность к деятельности террористической или экстремистской организации
(Евстафьев А.И., Дегтярев М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)2. Установление причастности субъекта к организации в связи с наличием факта его привлечения к административной ответственности за участие в несанкционированных митингах, организатором которого является такая организация.
(Евстафьев А.И., Дегтярев М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)2. Установление причастности субъекта к организации в связи с наличием факта его привлечения к административной ответственности за участие в несанкционированных митингах, организатором которого является такая организация.
Статья: Конституционно-правовое регулирование права на публичные манифестации в РФ в контексте права на протест
(Ахеев В.Э.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2)Наконец, изменения коснулись и участников таких мероприятий. Множество вопросов вызывает формулировка нормы части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ, в которой предусматривается ответственность за "участие в несанкционированных собрании, митинге...". Эта норма не отвечает критериям правовой определенности в части того, что подразумевается под участием в "несанкционированном" мероприятии: простой факт присутствия в месте публичного мероприятия или активное участие с использованием специальных средств агитации, символики, плакатов и т.д. В связи с этим встает вопрос разграничения участников публичного мероприятия от случайных лиц, проходящих мимо или наблюдавших за мероприятием. Конституционный Суд высказывался по поводу части 2 этой же статьи: "...привлечение к административной ответственности не за любое отступление от этих нормативных положений, а лишь за то, которое создает реальную угрозу причинения вреда охраняемому объекту" <15>. Практика показывает, что правоприменитель не особенно сведущ в правовых позициях Конституционного Суда; статистика задержаний после каждой волны митингов по всей стране не позволяет утверждать обратное <16>.
(Ахеев В.Э.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2)Наконец, изменения коснулись и участников таких мероприятий. Множество вопросов вызывает формулировка нормы части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ, в которой предусматривается ответственность за "участие в несанкционированных собрании, митинге...". Эта норма не отвечает критериям правовой определенности в части того, что подразумевается под участием в "несанкционированном" мероприятии: простой факт присутствия в месте публичного мероприятия или активное участие с использованием специальных средств агитации, символики, плакатов и т.д. В связи с этим встает вопрос разграничения участников публичного мероприятия от случайных лиц, проходящих мимо или наблюдавших за мероприятием. Конституционный Суд высказывался по поводу части 2 этой же статьи: "...привлечение к административной ответственности не за любое отступление от этих нормативных положений, а лишь за то, которое создает реальную угрозу причинения вреда охраняемому объекту" <15>. Практика показывает, что правоприменитель не особенно сведущ в правовых позициях Конституционного Суда; статистика задержаний после каждой волны митингов по всей стране не позволяет утверждать обратное <16>.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 27.04.2023 N 307
(ред. от 22.04.2024)
"Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"13. В отношении лиц, названных в пунктах 1, 2 и 9 настоящего Указа, находящихся на территории Российской Федерации, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или финансирующих, планирующих террористические (экстремистские) акты, оказывающих содействие в совершении таких актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, в установленном законодательством порядке при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности принимаются решения о депортации, реадмиссии, административном выдворении за пределы Российской Федерации, неразрешении въезда в Российскую Федерацию, сокращении срока временного пребывания, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, лишении статуса беженца или временного убежища, об аннулировании вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
(ред. от 22.04.2024)
"Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"13. В отношении лиц, названных в пунктах 1, 2 и 9 настоящего Указа, находящихся на территории Российской Федерации, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или финансирующих, планирующих террористические (экстремистские) акты, оказывающих содействие в совершении таких актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, в установленном законодательством порядке при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности принимаются решения о депортации, реадмиссии, административном выдворении за пределы Российской Федерации, неразрешении въезда в Российскую Федерацию, сокращении срока временного пребывания, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, лишении статуса беженца или временного убежища, об аннулировании вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2021 N 19-П
"По делу о проверке конституционности части 1.1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки И.А. Никифоровой"Основанием административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, является организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, связанных с организацией либо проведением несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо с активным участием в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.
"По делу о проверке конституционности части 1.1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки И.А. Никифоровой"Основанием административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, является организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, связанных с организацией либо проведением несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо с активным участием в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.