Ответственность за отмену рейса
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за отмену рейса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 786 "Договор перевозки пассажира" ГК РФ"Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы жалобы истцов, также исходил из того, что перевозчиком рейсов Рио-де-Жанейро - Париж - Москва являлась авиакомпания "AIR FRANCE", о чем истцы уведомлены при приобретении билетов. Авиабилеты ФИО47 и ФИО48 на рейс авиакомпании "AIR FRANCE" оформлены на бланке ПАО "Аэрофлот" на основании многостороннего соглашения IATA - Международной ассоциации воздушного транспорта по интерлайновым перевозкам пассажиров, при этом ПАО "Аэрофлот" выступало в качестве агента по продаже авиабилетов на рейсы авиакомпании "AIR FRANCE". Аннулирование бронирования произведено авиакомпанией "AIR FRANCE", в связи с чем ПАО "Аэрофлот" не несет ответственности как за отмену бронирования рейсов авиакомпании "AIR FRANCE", так и за ненадлежащее уведомление об этом пассажиров.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 784 "Общие положения о перевозке" ГК РФ"Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, мировой судья, руководствуясь положениями статей 15, 784, 786, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 120 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 76 Федеральных авиационных Правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 г. N 82, Конвенцией об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28.05.1999 г. ратифицированной Федеральным законом от 03.04.2017 г. N 52-ФЗ, Регламентом N 261/2004 Европейского парламента и совета Европейского Союза "Об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса", принятым в Страсбурге 11.02.2004 г., исходил из установления в ходе рассмотрения дела факта отмены рейса из-за изменения расписания, что не является чрезвычайным обстоятельством и не освобождает авиаперевозчика от ответственности, в связи с чем пришел к выводу о взыскании компенсации за отмену рейса."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Права потребителей в сфере пассажирских авиаперелетов при отмене рейса в праве Европейского союза на примере дела C-12/11 - Denise McDonagh v. Ryanair Ltd
(Петруня Ю.В.)
("Транспортное право", 2020, N 4)В этой связи, обращаясь к определению чрезвычайных обстоятельств, становится не совсем ясно, существует ли единое толкование таких чрезвычайных обстоятельств или "несколько уровней" таких обстоятельств, при одном из которых предусматривается обязанность перевозчика предоставить специальные компенсаторные услуги при отмене рейса, а второй уровень "сверхчрезвычайных" обстоятельств полностью освобождает от ответственности авиакомпании (именно к такой трактовке противоречащих положений Регламента обращается в своей защите Ryanair). Как бы то ни было, можно сделать вывод, что Регламент предусматривает два практически взаимоисключающих положения при отмене рейса при чрезвычайных обстоятельствах: с одной стороны, обязанность перевозчика предоставить определенные компенсаторные услуги пассажиру в виде питания, проживания в гостинице и транспорта и, с другой стороны, ограничение/исключение обязательств перевозчика. Такая двойственность в трактовке юридических норм недопустима и идет вразрез с принципом правовой определенности.
(Петруня Ю.В.)
("Транспортное право", 2020, N 4)В этой связи, обращаясь к определению чрезвычайных обстоятельств, становится не совсем ясно, существует ли единое толкование таких чрезвычайных обстоятельств или "несколько уровней" таких обстоятельств, при одном из которых предусматривается обязанность перевозчика предоставить специальные компенсаторные услуги при отмене рейса, а второй уровень "сверхчрезвычайных" обстоятельств полностью освобождает от ответственности авиакомпании (именно к такой трактовке противоречащих положений Регламента обращается в своей защите Ryanair). Как бы то ни было, можно сделать вывод, что Регламент предусматривает два практически взаимоисключающих положения при отмене рейса при чрезвычайных обстоятельствах: с одной стороны, обязанность перевозчика предоставить определенные компенсаторные услуги пассажиру в виде питания, проживания в гостинице и транспорта и, с другой стороны, ограничение/исключение обязательств перевозчика. Такая двойственность в трактовке юридических норм недопустима и идет вразрез с принципом правовой определенности.
Вопрос: Какую ответственность несет перевозчик перед пассажиром при отмене авиарейса?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, отмена авиарейса в силу непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств), в силу обеспечения условий безопасности полетов и/или авиационной безопасности либо по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией является правомерной и устраняет вину перевозчика, ввиду чего ответственность перевозчика за отмену рейса не наступает.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, отмена авиарейса в силу непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств), в силу обеспечения условий безопасности полетов и/или авиационной безопасности либо по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией является правомерной и устраняет вину перевозчика, ввиду чего ответственность перевозчика за отмену рейса не наступает.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023)Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
(ред. от 24.07.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023)Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира