Ответственность за простой вагонов
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за простой вагонов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 62 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации""Таким образом, отсутствие договорных отношений между сторонами не может препятствовать истцу во взыскании штрафа за простой вагона, поскольку одно из нормативных положений ч. 6 ст. 62 Устава как раз устанавливает ответственность грузополучателя в случае отсутствия у него договора с перевозчиком (собственником вагона). Норма, устанавливающая ответственность грузополучателя за задержку вагона под выгрузкой при отсутствии договора (ч. 6 ст. 62 Устава), звучит следующим образом: За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузополучатели несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава."
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2024 N 08АП-6992/2024 по делу N А46-3831/2024
Требование: О взыскании убытков, вызванных сверхнормативным простоем вагонов-цистерн.
Решение: Требование удовлетворено.Таким образом, ответчиком надлежащим образом не доказано соблюдение им нормативного срока нахождения вагонов-цистерн, не опровергнуты даты сверхнормативного простоя, указанные истцом на основании данных ГВЦ ОАО "РЖД". Ссылка ответчика на памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов является попыткой избежать ответственности за сверхнормативный простой вагонов-цистерн путем игнорирования согласованных сторонами условий и произвольного увеличения нормативного срока нахождения вагонов-цистерн.
Требование: О взыскании убытков, вызванных сверхнормативным простоем вагонов-цистерн.
Решение: Требование удовлетворено.Таким образом, ответчиком надлежащим образом не доказано соблюдение им нормативного срока нахождения вагонов-цистерн, не опровергнуты даты сверхнормативного простоя, указанные истцом на основании данных ГВЦ ОАО "РЖД". Ссылка ответчика на памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов является попыткой избежать ответственности за сверхнормативный простой вагонов-цистерн путем игнорирования согласованных сторонами условий и произвольного увеличения нормативного срока нахождения вагонов-цистерн.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К проблеме правовой квалификации договорных отношений, связанных с перевозкой порожнего вагона
(Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2023, N 4)Между тем неумелое управление порожними, т.е. пустыми, грузовыми вагонами может создать значительные трудности при обеспечении бесперебойной доставки грузов в требуемый пункт назначения. Скопление неиспользованных порожних вагонов на железнодорожных путях способно заметно снизить пропускную способность станций и участков, приводя к задержкам, снижению маневренности и увеличению издержек. Поэтому вопросы, связанные с ответственностью за простой порожних вагонов, в том числе на подъездных путях, часто являются предметом рассмотрения в рамках судебных дел <7>. Нерачительное отношение владельцев порожних вагонов к управлению ими может вызвать задержку в погрузке и выгрузке. Поэтому в науке данным проблемам уделяется значительное внимание. На диссертационном уровне специалистами в области технических наук предлагаются новые методы организации порожних вагонопотоков <8>, рассматриваются и решаются задачи по выбору маршрутов возврата порожних вагонопотоков таким образом, чтобы общее время порожнего пробега вагонов было минимальным <9>.
(Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2023, N 4)Между тем неумелое управление порожними, т.е. пустыми, грузовыми вагонами может создать значительные трудности при обеспечении бесперебойной доставки грузов в требуемый пункт назначения. Скопление неиспользованных порожних вагонов на железнодорожных путях способно заметно снизить пропускную способность станций и участков, приводя к задержкам, снижению маневренности и увеличению издержек. Поэтому вопросы, связанные с ответственностью за простой порожних вагонов, в том числе на подъездных путях, часто являются предметом рассмотрения в рамках судебных дел <7>. Нерачительное отношение владельцев порожних вагонов к управлению ими может вызвать задержку в погрузке и выгрузке. Поэтому в науке данным проблемам уделяется значительное внимание. На диссертационном уровне специалистами в области технических наук предлагаются новые методы организации порожних вагонопотоков <8>, рассматриваются и решаются задачи по выбору маршрутов возврата порожних вагонопотоков таким образом, чтобы общее время порожнего пробега вагонов было минимальным <9>.
Статья: Основания для взыскания операторами подвижного состава штрафа за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой на путях необщего пользования в соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно исследуемым нормам, взыскание штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ оператором подвижного состава возможно именно в той ситуации, когда у оператора подвижного состава имеются договорные отношения с лицом, допустившим простой вагонов, но в договоре отсутствует условие о размере ответственности. Такие судебные акты тоже имеются, например Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2021 по делу N А40-71528. В рассматриваемом по делу договоре, заключенном между оператором подвижного состава и лицом, с которого был взыскан штраф, было предусмотрено условие о том, что ответчик несет перед истцом полную ответственность за лиц, контрагентов ответчика, допустивших простой вагонов, но при этом условие о размере ответственности в договоре отсутствовало, в связи с чем судом совершенно верно сделан вывод о том, что при отсутствии договорной ответственности истец вправе прибегнуть к защите своих прав посредством законной неустойки (по ст. 62 Устава ЖДТ).
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно исследуемым нормам, взыскание штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ оператором подвижного состава возможно именно в той ситуации, когда у оператора подвижного состава имеются договорные отношения с лицом, допустившим простой вагонов, но в договоре отсутствует условие о размере ответственности. Такие судебные акты тоже имеются, например Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2021 по делу N А40-71528. В рассматриваемом по делу договоре, заключенном между оператором подвижного состава и лицом, с которого был взыскан штраф, было предусмотрено условие о том, что ответчик несет перед истцом полную ответственность за лиц, контрагентов ответчика, допустивших простой вагонов, но при этом условие о размере ответственности в договоре отсутствовало, в связи с чем судом совершенно верно сделан вывод о том, что при отсутствии договорной ответственности истец вправе прибегнуть к защите своих прав посредством законной неустойки (по ст. 62 Устава ЖДТ).
Нормативные акты
Распоряжение ОАО "РЖД" от 11.08.2020 N 1700/р
"Об актуализации типовой формы договора комплексного транспортного обслуживания"4.4. В случае неравномерного прибытия груза для выгрузки и хранения на территории (производственных участках) ОАО "РЖД" с ограниченным фронтом выгрузки ОАО "РЖД" не несет ответственности за простой вагонов, контейнеров в ожидании выгрузки.
"Об актуализации типовой формы договора комплексного транспортного обслуживания"4.4. В случае неравномерного прибытия груза для выгрузки и хранения на территории (производственных участках) ОАО "РЖД" с ограниченным фронтом выгрузки ОАО "РЖД" не несет ответственности за простой вагонов, контейнеров в ожидании выгрузки.
"Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении"
(утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956)
(с изм. от 30.11.2000)
(вместе с "Временными дополнительными условиями перевозки зерна насыпью в смешанном сообщении", утв. МПС СССР, Минречфлотом РСФСР 31.07.1957; "Условиями перевозки зерна с повышенной влажностью", утв. Минречфлотом РСФСР; "Временными нормами прокладочных и крепежных материалов, подлежащих предоставлению грузовладельцами портам перевалки для оборудования и загрузки вагонов в пунктах перевалки (ст. 82 и 164 Устава внутреннего водного транспорта)", утв. Минречфлотом РСФСР 26.09.1957; "Временным соглашением о порядке перевозки грузов в универсальных контейнерах Министерства путей сообщения и Министерства речного флота РСФСР в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении", утв. МПС СССР 29.05.1963 N Г-13853, Минречфлотом РСФСР 25.05.1963 N КМ-51/1295)Ответственность за простой вагонов, возникший в результате маркировки груза в процессе его передачи, несет сдающая сторона.
(утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956)
(с изм. от 30.11.2000)
(вместе с "Временными дополнительными условиями перевозки зерна насыпью в смешанном сообщении", утв. МПС СССР, Минречфлотом РСФСР 31.07.1957; "Условиями перевозки зерна с повышенной влажностью", утв. Минречфлотом РСФСР; "Временными нормами прокладочных и крепежных материалов, подлежащих предоставлению грузовладельцами портам перевалки для оборудования и загрузки вагонов в пунктах перевалки (ст. 82 и 164 Устава внутреннего водного транспорта)", утв. Минречфлотом РСФСР 26.09.1957; "Временным соглашением о порядке перевозки грузов в универсальных контейнерах Министерства путей сообщения и Министерства речного флота РСФСР в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении", утв. МПС СССР 29.05.1963 N Г-13853, Минречфлотом РСФСР 25.05.1963 N КМ-51/1295)Ответственность за простой вагонов, возникший в результате маркировки груза в процессе его передачи, несет сдающая сторона.