Отзыв депутата избирателями
Подборка наиболее важных документов по запросу Отзыв депутата избирателями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формы взаимодействия депутата и гражданского общества в Республике Южная Осетия
(Санакоев А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)В Основном законе Южной Осетии, так же как и в российском, не определяется характер императивного мандата. В нем не упоминаются такие понятия, как наказы избирателей и досрочный отзыв депутата избирателями. Согласно п. 8 ст. 58, депутат может быть лишен депутатских полномочий только в соответствии с законом.
(Санакоев А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)В Основном законе Южной Осетии, так же как и в российском, не определяется характер императивного мандата. В нем не упоминаются такие понятия, как наказы избирателей и досрочный отзыв депутата избирателями. Согласно п. 8 ст. 58, депутат может быть лишен депутатских полномочий только в соответствии с законом.
Статья: Конституционное право в контексте правовой культуры
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)Также одной из особенностей системы организации власти, сформировавшейся под влиянием конституционного кризиса 1993 г., стало сокращение полномочий органов представительной власти, в том числе контрольного характера. Это одна из тех линий конституционно-правового развития, в рамках которой была нарушена преемственность правовой и политической культуры, в соответствии с которой в советский период именно Советы как представительные органы признавались политической основой РСФСР и все другие государственные органы были подконтрольны и подотчетны Советам (ст. 2 Конституции РСФСР 1978 г.). В период реформирования советской государственности (1989 - 1993 гг.) осуществление Советами их полномочий стало постепенно избавляться от партийного руководства, в связи с чем наблюдался рост их авторитета в системе власти. Приобретенные депутатами навыки парламентаризма получили более ограниченное применение в предусмотренной Конституцией РФ системе организации власти на федеральном уровне. В то же время представляет интерес практика активного обращения после принятия российской Конституции на уровне субъектов РФ к таким формам взаимодействия представительной и исполнительной власти, как отчетность, контроль по кадровым вопросам и в связи с осуществлением текущей деятельности, что получало закрепление в принимаемых уставах и конституциях субъектов РФ. В числе востребованных в субъектах РФ институтов конституционного права также оказались процедуры отзыва депутата, наказов избирателей, что послужило расширению форм народовластия за счет элементов статуса депутатского мандата, характерных для советского периода.
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)Также одной из особенностей системы организации власти, сформировавшейся под влиянием конституционного кризиса 1993 г., стало сокращение полномочий органов представительной власти, в том числе контрольного характера. Это одна из тех линий конституционно-правового развития, в рамках которой была нарушена преемственность правовой и политической культуры, в соответствии с которой в советский период именно Советы как представительные органы признавались политической основой РСФСР и все другие государственные органы были подконтрольны и подотчетны Советам (ст. 2 Конституции РСФСР 1978 г.). В период реформирования советской государственности (1989 - 1993 гг.) осуществление Советами их полномочий стало постепенно избавляться от партийного руководства, в связи с чем наблюдался рост их авторитета в системе власти. Приобретенные депутатами навыки парламентаризма получили более ограниченное применение в предусмотренной Конституцией РФ системе организации власти на федеральном уровне. В то же время представляет интерес практика активного обращения после принятия российской Конституции на уровне субъектов РФ к таким формам взаимодействия представительной и исполнительной власти, как отчетность, контроль по кадровым вопросам и в связи с осуществлением текущей деятельности, что получало закрепление в принимаемых уставах и конституциях субъектов РФ. В числе востребованных в субъектах РФ институтов конституционного права также оказались процедуры отзыва депутата, наказов избирателей, что послужило расширению форм народовластия за счет элементов статуса депутатского мандата, характерных для советского периода.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Основаниями для отзыва избирателями депутата Думы г. Нижневартовска и главы города могут быть:
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Основаниями для отзыва избирателями депутата Думы г. Нижневартовска и главы города могут быть:
Статья: 30 лет Парламенту России
(Кара-олл Ш.В., Иванов И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)В ст. 1, 4, 7, 7.1, 19 Закона N 3-ФЗ закреплены основные положения правового статуса сенатора, депутата, который предполагает наличие как прав, так и обязанностей парламентариев. В науке конституционного права выделяют три основных вида мандата депутата: императивный, свободный, смешанный. Исторически первым возник императивный мандат, который нашел свою реализацию на выборах депутатов в Генеральные штаты во времена Великой французской буржуазной революции, когда депутаты получали наказы (инструкции) от избирателей и следовали им. После Октябрьской революции 1917 г. Советская Россия заимствовала этот конституционный институт и развила его как никакая другая страна мира. Основными элементами императивного мандата являются отзыв депутата, наказы избирателей. Под правом отзыва в науке советского государственного права понимали институт избирательного права, представляющий собой совокупность государственно-правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения как по отзыву депутата, утратившего доверие избирателей, так и по выборам нового депутата по данному избирательному округу взамен отозванного <5>. Относительно наказов избирателей отмечалось, что они раскрывают взаимодействие непосредственной и представительной демократии, они есть прямое выражение воли избирателей <6>. Именно неисполнение наказов избирателей депутатом служило основанием его отзыва. Имелась практика сообщения о данных фактах в "Известиях Верховного Совета СССР (РСФСР)". В 1990-е годы был провозглашен свободный мандат депутата, когда он не связан с прямыми поручениями избирателей, его отзыв недопустим.
(Кара-олл Ш.В., Иванов И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)В ст. 1, 4, 7, 7.1, 19 Закона N 3-ФЗ закреплены основные положения правового статуса сенатора, депутата, который предполагает наличие как прав, так и обязанностей парламентариев. В науке конституционного права выделяют три основных вида мандата депутата: императивный, свободный, смешанный. Исторически первым возник императивный мандат, который нашел свою реализацию на выборах депутатов в Генеральные штаты во времена Великой французской буржуазной революции, когда депутаты получали наказы (инструкции) от избирателей и следовали им. После Октябрьской революции 1917 г. Советская Россия заимствовала этот конституционный институт и развила его как никакая другая страна мира. Основными элементами императивного мандата являются отзыв депутата, наказы избирателей. Под правом отзыва в науке советского государственного права понимали институт избирательного права, представляющий собой совокупность государственно-правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения как по отзыву депутата, утратившего доверие избирателей, так и по выборам нового депутата по данному избирательному округу взамен отозванного <5>. Относительно наказов избирателей отмечалось, что они раскрывают взаимодействие непосредственной и представительной демократии, они есть прямое выражение воли избирателей <6>. Именно неисполнение наказов избирателей депутатом служило основанием его отзыва. Имелась практика сообщения о данных фактах в "Известиях Верховного Совета СССР (РСФСР)". В 1990-е годы был провозглашен свободный мандат депутата, когда он не связан с прямыми поручениями избирателей, его отзыв недопустим.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Надо также иметь в виду, что существование какого-то института непосредственной демократии как самопредставительства народа порой становится предметом не только научного, но и идеологического, концептуального спора. Например, имевшая место в советский период возможность отзыва избирателями депутатов до недавнего времени считалась едва ли не одним из главных определяющих признаков непосредственной и представительной демократии при социализме. Но постепенно отношение к отзыву стало меняться. И если применительно к федеральному уровню власти в России такого института прямой демократии не существовало, то в отдельных субъектах РФ был введен отзыв депутатов. Одновременно было немало споров о том, возможен ли отзыв избранного главы субъекта РФ, а также главы муниципальной единицы. Точка зрения, согласно которой отзыв выборных должностных лиц субъектов РФ и местного самоуправления является выражением представительной природы их мандата и самопредставительства населения, - ранее победила. И такой отзыв был отражен в законодательстве; другое дело, насколько он являлся "живым" или "мертвым". Как указывалось выше, в Федеральном законе 2021 г. "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" для сегодняшнего этапа развития не предусмотрен отзыв ни глав исполнительной власти субъектов РФ, ни депутатов законодательных органов. В Федеральном законе 2022 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" то же определено для главы и депутатов представительных органов муниципальных образований. Станет ли это регулирование "вечным" для каждого из названных уровней публичной власти или через какое-то время изменится - увидят следующие поколения конституционалистов.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Надо также иметь в виду, что существование какого-то института непосредственной демократии как самопредставительства народа порой становится предметом не только научного, но и идеологического, концептуального спора. Например, имевшая место в советский период возможность отзыва избирателями депутатов до недавнего времени считалась едва ли не одним из главных определяющих признаков непосредственной и представительной демократии при социализме. Но постепенно отношение к отзыву стало меняться. И если применительно к федеральному уровню власти в России такого института прямой демократии не существовало, то в отдельных субъектах РФ был введен отзыв депутатов. Одновременно было немало споров о том, возможен ли отзыв избранного главы субъекта РФ, а также главы муниципальной единицы. Точка зрения, согласно которой отзыв выборных должностных лиц субъектов РФ и местного самоуправления является выражением представительной природы их мандата и самопредставительства населения, - ранее победила. И такой отзыв был отражен в законодательстве; другое дело, насколько он являлся "живым" или "мертвым". Как указывалось выше, в Федеральном законе 2021 г. "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" для сегодняшнего этапа развития не предусмотрен отзыв ни глав исполнительной власти субъектов РФ, ни депутатов законодательных органов. В Федеральном законе 2022 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" то же определено для главы и депутатов представительных органов муниципальных образований. Станет ли это регулирование "вечным" для каждого из названных уровней публичной власти или через какое-то время изменится - увидят следующие поколения конституционалистов.
Статья: Предложение по реформированию избирательной системы Российской Федерации
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Таким образом, разработанная нами методика является системой персонализированных выборов, которая одновременно обеспечивает пропорциональное представительство партий. В силу этого наша система позволит создать устойчивую связь между избирателями и избранными депутатами, что повысит ответственность избранных лиц, как это имеет место в странах, использующих мажоритарные методики. Разумеется, система "сильнейшего пути" допускает возможность отзыва избранного депутата избирателями, так как граждане непосредственно голосовали за кандидатов, а не за их партии.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Таким образом, разработанная нами методика является системой персонализированных выборов, которая одновременно обеспечивает пропорциональное представительство партий. В силу этого наша система позволит создать устойчивую связь между избирателями и избранными депутатами, что повысит ответственность избранных лиц, как это имеет место в странах, использующих мажоритарные методики. Разумеется, система "сильнейшего пути" допускает возможность отзыва избранного депутата избирателями, так как граждане непосредственно голосовали за кандидатов, а не за их партии.