Отзыв главы муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Отзыв главы муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Правовое регулирование статуса депутата, члена выборного органа МС, выборного должностного лица МС осуществляется с учетом принципа свободного политического мандата. Данный подход является доминирующим и в зарубежных странах, о чем свидетельствуют данные, представленные в специальном Докладе Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), посвященном отзыву мэров и избранных представителей <14>. Так, в Докладе отмечается, что в мире отзыв разрешен как минимум в 25 государствах, при этом в Европе можно найти лишь несколько примеров того, как национальное законодательство допускает досрочное прекращение мандата избранных представителей путем их отзыва населением, будь то на местном или центральном уровне; подчеркивается, что конституционное право в большинстве стран не поддерживает императивный мандат, предполагающий подотчетность и ответственность перед избирателями в течение всего срока избрания.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Правовое регулирование статуса депутата, члена выборного органа МС, выборного должностного лица МС осуществляется с учетом принципа свободного политического мандата. Данный подход является доминирующим и в зарубежных странах, о чем свидетельствуют данные, представленные в специальном Докладе Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), посвященном отзыву мэров и избранных представителей <14>. Так, в Докладе отмечается, что в мире отзыв разрешен как минимум в 25 государствах, при этом в Европе можно найти лишь несколько примеров того, как национальное законодательство допускает досрочное прекращение мандата избранных представителей путем их отзыва населением, будь то на местном или центральном уровне; подчеркивается, что конституционное право в большинстве стран не поддерживает императивный мандат, предполагающий подотчетность и ответственность перед избирателями в течение всего срока избрания.
Статья: Особенности организации местного самоуправления в единой системе публичной власти Российской Федерации
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)Нововведением правового акта становится положение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с утратой доверия Президента РФ. При этом необходимо отметить, что правовой механизм отзыва населением главы муниципального образования, равно как и депутата, члена выборного органа местного самоуправления, в законе не предусмотрен.
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)Нововведением правового акта становится положение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с утратой доверия Президента РФ. При этом необходимо отметить, что правовой механизм отзыва населением главы муниципального образования, равно как и депутата, члена выборного органа местного самоуправления, в законе не предусмотрен.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О государственной регистрации уставов муниципальных образований"6. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, могут быть отозваны главой муниципального образования до принятия регистрирующим органом решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации.
(ред. от 20.03.2025)
"О государственной регистрации уставов муниципальных образований"6. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, могут быть отозваны главой муниципального образования до принятия регистрирующим органом решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается. Порядок сбора указанных подписей и порядок их проверки определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается. Порядок сбора указанных подписей и порядок их проверки определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)По прежнему законодательству о местном самоуправлении допускались отзыв избранного населением главы муниципального образования, так же как и его удаление в отставку решением муниципального представительного органа. Говорилось и о прекращении полномочий депутатов путем их отзыва, однако указывалось, что при избрании части депутатов посредством списков избирательных объединений отзыв как мера ответственности не применяется. Закон о местном самоуправлении 2022 г. не упоминает об отзыве главы муниципального образования голосованием населения; однако сохранено удаление в отставку главы решением муниципального представительного органа - в связи с рядом нарушений законодательства, а также неудовлетворительной оценкой его деятельности, данной два раза подряд при ежегодных отчетах. Новый Закон не упоминает о таком способе прекращения полномочий муниципальных депутатов, как их отзыв избирателями.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)По прежнему законодательству о местном самоуправлении допускались отзыв избранного населением главы муниципального образования, так же как и его удаление в отставку решением муниципального представительного органа. Говорилось и о прекращении полномочий депутатов путем их отзыва, однако указывалось, что при избрании части депутатов посредством списков избирательных объединений отзыв как мера ответственности не применяется. Закон о местном самоуправлении 2022 г. не упоминает об отзыве главы муниципального образования голосованием населения; однако сохранено удаление в отставку главы решением муниципального представительного органа - в связи с рядом нарушений законодательства, а также неудовлетворительной оценкой его деятельности, данной два раза подряд при ежегодных отчетах. Новый Закон не упоминает о таком способе прекращения полномочий муниципальных депутатов, как их отзыв избирателями.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Заявители, являвшиеся главами муниципальных образований, поставили перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о конституционности законодательного регулирования процедуры отзыва главы муниципального образования. Данные законоположения предусматривали, что глава муниципального образования может быть отозван населением в связи с утратой доверия, причем инициатива об отзыве не требовала сбора значительного количества подписей и допускала принятие решения об отзыве меньшим числом голосов, чем то, которое требовалось для избрания. При этом заявители указывали, что отзыв главы муниципального образования может применяться при отсутствии четких, формально-определенных критериев и оснований утраты доверия.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Заявители, являвшиеся главами муниципальных образований, поставили перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о конституционности законодательного регулирования процедуры отзыва главы муниципального образования. Данные законоположения предусматривали, что глава муниципального образования может быть отозван населением в связи с утратой доверия, причем инициатива об отзыве не требовала сбора значительного количества подписей и допускала принятие решения об отзыве меньшим числом голосов, чем то, которое требовалось для избрания. При этом заявители указывали, что отзыв главы муниципального образования может применяться при отсутствии четких, формально-определенных критериев и оснований утраты доверия.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)<81> См.: Доклад Венецианской комиссии за демократию через право "Отзыв мэров и избранных представителей" // Заключение N 910/2017. 2019.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)<81> См.: Доклад Венецианской комиссии за демократию через право "Отзыв мэров и избранных представителей" // Заключение N 910/2017. 2019.
Статья: Административно-правовая защита форм непосредственной демократии
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)<6> Например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2012 г. N 76 "О порядке отзыва Мэра Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2013. N 2.
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)<6> Например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2012 г. N 76 "О порядке отзыва Мэра Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2013. N 2.