Ознакомление заявителя с материалами проверки

Подборка наиболее важных документов по запросу Ознакомление заявителя с материалами проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 35 "Нотариальные действия, совершаемые нотариусами" Основ законодательства Российской Федерации о нотариате"Заявителем представлено Заявление от Лебедевой А.П., в котором она утверждает о не ознакомлении ее с материалами проверки. Заявление от Лебедевой А.П. не может быть расценено судом как надлежащее доказательство или расценено как показания свидетеля, так как свидетельствуя подлинность подписи, нотариус удостоверяет, что подпись на документе сделана определенным лицом, но не удостоверяет фактов, изложенных в документе (п. 5 ч. 1 ст. 35, ст. ст. 46, 80 Основ законодательства РФ о нотариате)."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 10 "Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Статья 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" регулирует общий порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений. Отсутствие в данной норме прямого указания на право лица получить копии материалов прокурорских проверок не исключает возможности обеспечения права заявителя на ознакомление с материалами, затрагивающими его права и свободы, другим способом, включая помощь адвоката или иного представителя, тем более что в силу частей четвертой и восьмой статьи 12 УИК Российской Федерации осужденный вправе самостоятельно обращаться с целью получения юридической помощи в том числе в общественные объединения, а равно к адвокатам и иным лицам, имеющим право на ее оказание (как на возмездной, так и на безвозмездной основе). При этом пункт 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утверждена приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45) прямо закрепляет, что представитель заявителя по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают права и свободы заявителя и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Полномочия адвоката-представителя на доследственной проверке
(Макашова Т.П.)
("Адвокатская практика", 2020, N 2)
В соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ лицо, принимающее решение по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, обязано уведомить заявителя о принятом решении и разъяснить право и порядок его обжалования. В свою очередь, заявитель в соответствии со ст. ст. 123 - 125 УПК РФ имеет право обжаловать это решение в вышестоящем порядке подчиненности или в суд (в случае если принятое решение причинило ущерб его конституционным правам и свободам либо затрудняет доступ к правосудию). Однако для составления мотивированной жалобы заявителю недостаточно одного уведомления о принятом решении. Для того чтобы убедиться в объективности рассмотрения заявления о преступлении и обоснованности постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, необходимо ознакомиться не только с текстом постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, но и со всеми материалами (отказным материалом), на основании которых принято это решение. В правоприменительной практике часто встречаются случаи, когда заявитель обращается с жалобой на бездействие дознавателя или следователя и просит дать ему возможность ознакомиться с материалами проверки его заявления о совершенном преступлении, однако ему отказывают в этом, ссылаясь на то, что ознакомление заявителя с материалами проверки не предусмотрено УПК РФ или по иным причинам, несмотря на то, что Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 февраля 2000 г. N 3-П сформулировал такую правовую позицию: гражданам должны предоставляться для ознакомления материалы, непосредственно затрагивающие их права и свободы, даже если такое право прямо не предусмотрено законом <10>. Так, например, при подаче заявления о совершении преступления потерпевшая Г., получив по почте постановление об отказе в возбуждении уголовного дела с совершенно необоснованной и непонятной ей формулировкой, обратилась в органы полиции с заявлением о предоставлении для ознакомления материалов проверки. По результатам рассмотрения заявления был получен отказ (без формулировки основания). В связи с отсутствием юридических знаний и навыков Г. была вынуждена обратиться к адвокату за оказанием юридической помощи в целях защиты своих прав. Адвокат, реализуя положения Федерального закона N 63-ФЗ, составила жалобу в органы прокуратуры на бездействие сотрудников органов внутренних дел и необоснованность отказа в возбуждении уголовного дела. Впоследствии уголовное дело было возбуждено и рассмотрено судом.
Статья: Уведомление участников судопроизводства на досудебных стадиях: усилить гарантии
(Иванов Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 4)
Ненадлежащее доведение до участников судопроизводства необходимой им информации - бич современного отечественного судопроизводства. Проблема и в законодательстве, и в правоприменении. Примеры многочисленны. Так, в УПК РФ не предусмотрено право заявителя на ознакомление с самим материалом проверки, как это урегулировано применительно к ознакомлению с материалами уголовного дела. Сам факт уведомления лица о вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (чего на практике в ряде случаев добиться весьма затруднительно) зачастую не влечет нужного результата. Предоставив заявителю (равно как и другому заинтересованному лицу) право на такое ознакомление, законодатель позволил бы избежать массы жалоб по поводу необоснованного и необъективного принятия решения. В случае же подачи жалобы заявитель получил бы возможность реально ее обосновать. Право на ознакомление с материалами проверки, в свою очередь, стимулировало бы должностных лиц к более качественной процессуальной деятельности.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1
(ред. от 28.06.2022)
"О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права: отказ в признании лица потерпевшим; отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений; непредоставление заявителю для ознакомления материалов проверки, проведенной в порядке статьи 144 УПК РФ, по результатам которой принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, или материалов прекращенного уголовного дела; постановление о приостановлении предварительного расследования; отказ прокурора в возбуждении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств и другие.