Пдд ра
Подборка наиболее важных документов по запросу Пдд ра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2024 N 16-2590/2024 (УИД 16MS0169-01-2023-001902-63)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Удовлетворено.Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 25 июня 2023 года в 23 часа 35 по ул. Квартал 30 д. Куюки Пестречинского района Республики Татарстан, водитель У.А.РА. в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения управлял автомобилем "Шкода Октавиа", государственный регистрационный знак N, находясь в состоянии опьянения.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Удовлетворено.Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 25 июня 2023 года в 23 часа 35 по ул. Квартал 30 д. Куюки Пестречинского района Республики Татарстан, водитель У.А.РА. в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения управлял автомобилем "Шкода Октавиа", государственный регистрационный знак N, находясь в состоянии опьянения.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.01.2024 N 77-234/2024 (УИД 56RS0027-01-2023-000728-46)
Приговор: По ч. 6 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).
Определение: Оставлено без изменения апелляционное определение, которым приговор изменен, уточнена описательно-мотивировочная и резолютивная части приговора, в срок лишения свободы зачтено время содержания под стражей из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Решение: Удовлетворено в части.Проверив доводы кассационной жалобы по материалам уголовного дела, выслушав выступления сторон, суд находит выводы суда о доказанности вины Г.И.РА. в нарушении лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также повлекшее по неосторожности смерть двух лиц, основанными на исследованных в судебном заседании доказательствах, содержание и анализ которых подробно приведены в приговоре: показаниях самого осужденного Г.И.РА., признавшего свою вину в полном объеме; показаниях потерпевших, свидетелей; протоколах осмотра места происшествия, выемки, осмотра предметов; заключениях судебно-медицинских экспертиз и других доказательствах, подробное содержание которых приведено в приговоре, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Приговор: По ч. 6 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).
Определение: Оставлено без изменения апелляционное определение, которым приговор изменен, уточнена описательно-мотивировочная и резолютивная части приговора, в срок лишения свободы зачтено время содержания под стражей из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Решение: Удовлетворено в части.Проверив доводы кассационной жалобы по материалам уголовного дела, выслушав выступления сторон, суд находит выводы суда о доказанности вины Г.И.РА. в нарушении лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также повлекшее по неосторожности смерть двух лиц, основанными на исследованных в судебном заседании доказательствах, содержание и анализ которых подробно приведены в приговоре: показаниях самого осужденного Г.И.РА., признавшего свою вину в полном объеме; показаниях потерпевших, свидетелей; протоколах осмотра места происшествия, выемки, осмотра предметов; заключениях судебно-медицинских экспертиз и других доказательствах, подробное содержание которых приведено в приговоре, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)<1> См., например: Ким О.Д. Проблемы и пути совершенствования расследования ДТП на основе научных знаний: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.09. Бишкек, 1998; Лысенко В.В. Собирание, проверка и оценка сведений о временных характеристиках дорожно-транспортного преступления: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Власова С.В. Способы собирания доказательств по уголовным делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2009; Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010; Сыромля Л.Б. Предварительное исследование материальных следов на месте дорожно-транспортного происшествия: дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2017.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)<1> См., например: Ким О.Д. Проблемы и пути совершенствования расследования ДТП на основе научных знаний: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.09. Бишкек, 1998; Лысенко В.В. Собирание, проверка и оценка сведений о временных характеристиках дорожно-транспортного преступления: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Власова С.В. Способы собирания доказательств по уголовным делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2009; Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010; Сыромля Л.Б. Предварительное исследование материальных следов на месте дорожно-транспортного происшествия: дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2017.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)В 2023 г. аварийность на железнодорожном транспорте характеризуется следующими цифрами: 17 транспортных происшествий, 5 из них - по причине актов незаконного вмешательства, в том числе 13 крушений (в 2022 г. - 11), 4 аварии (6), 607 (610) сходов подвижного состава; на 18% увеличилось число ДТП на железнодорожных переездах (с 202 до 239). Прокуроры выявляли факты: ненадлежащего содержания железнодорожных переездов, путей, переходов, мостов, платформ; ненадлежащего технического обслуживания и ремонта; нарушения лицензионных требований при работе с опасными грузами; использования непригодных измерительных средств. Транспортные прокуроры продолжили добиваться соответствия Норильской железной дороги установленным требованиям. Генеральная прокуратура РФ по результатам проверок информировала Правительство РФ о проблемах при строительстве Восточного полигона, в том числе об отсутствии нормативного регулирования порядка примыкания строящихся, реконструируемых, восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к действующей инфраструктуре <6>. Статистика показывает, что именно нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводит к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. По результатам анализа транспортных происшествий и событий выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На путях общего пользования это нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества), нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества), нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества) <7>. В 2023 г. число ДТП на железнодорожных переездах в России выросло на 12%, в них пострадало 119 и погибло 54 человека. На железнодорожных переездах, так же как и на автомобильных дорогах, дисциплинировать безответственных водителей помогают комплексы фотовидеофиксации. С начала 2024 г. с помощью камер зафиксировано более 170 нарушений правил перехода, а количество нарушений на железнодорожной инфраструктуре снизилось на 50% <8>. Причины аварийности на переездах: нарушение правил водителями автотранспорта, ненадлежащее техническое состояние переездов. Отсутствует федеральный контроль за организациями - балансодержателями переездов. Органы местного самоуправления зачастую не выполняют обязанности, связанные с разметкой, установлением дорожных знаков, барьерных ограждений, дорожек для пешеходов, укомплектованием переездов специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения. Есть и несанкционированные переезды. В то же время неправомерно закрываются переезды, переезды делаются неохраняемыми в целях экономии <9>.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)В 2023 г. аварийность на железнодорожном транспорте характеризуется следующими цифрами: 17 транспортных происшествий, 5 из них - по причине актов незаконного вмешательства, в том числе 13 крушений (в 2022 г. - 11), 4 аварии (6), 607 (610) сходов подвижного состава; на 18% увеличилось число ДТП на железнодорожных переездах (с 202 до 239). Прокуроры выявляли факты: ненадлежащего содержания железнодорожных переездов, путей, переходов, мостов, платформ; ненадлежащего технического обслуживания и ремонта; нарушения лицензионных требований при работе с опасными грузами; использования непригодных измерительных средств. Транспортные прокуроры продолжили добиваться соответствия Норильской железной дороги установленным требованиям. Генеральная прокуратура РФ по результатам проверок информировала Правительство РФ о проблемах при строительстве Восточного полигона, в том числе об отсутствии нормативного регулирования порядка примыкания строящихся, реконструируемых, восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к действующей инфраструктуре <6>. Статистика показывает, что именно нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводит к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. По результатам анализа транспортных происшествий и событий выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На путях общего пользования это нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества), нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества), нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества) <7>. В 2023 г. число ДТП на железнодорожных переездах в России выросло на 12%, в них пострадало 119 и погибло 54 человека. На железнодорожных переездах, так же как и на автомобильных дорогах, дисциплинировать безответственных водителей помогают комплексы фотовидеофиксации. С начала 2024 г. с помощью камер зафиксировано более 170 нарушений правил перехода, а количество нарушений на железнодорожной инфраструктуре снизилось на 50% <8>. Причины аварийности на переездах: нарушение правил водителями автотранспорта, ненадлежащее техническое состояние переездов. Отсутствует федеральный контроль за организациями - балансодержателями переездов. Органы местного самоуправления зачастую не выполняют обязанности, связанные с разметкой, установлением дорожных знаков, барьерных ограждений, дорожек для пешеходов, укомплектованием переездов специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения. Есть и несанкционированные переезды. В то же время неправомерно закрываются переезды, переезды делаются неохраняемыми в целях экономии <9>.
Нормативные акты
Территориальные строительные нормы "Дошкольные образовательные учреждения" (ТСН 31-324-2002)
(Утверждены распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 14.01.2002 N 47-ра)6.10. В составе игровой зоны должны быть предусмотрены велосипедная дорожка и площадка для изучения Правил дорожного движения, дополнительно можно предусматривать солярий, парк крупноразмерных игрушек, лыжню, зимний каток и другие элементы по согласованию с органами образования и по заключению Центра госсанэпиднадзора.
(Утверждены распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 14.01.2002 N 47-ра)6.10. В составе игровой зоны должны быть предусмотрены велосипедная дорожка и площадка для изучения Правил дорожного движения, дополнительно можно предусматривать солярий, парк крупноразмерных игрушек, лыжню, зимний каток и другие элементы по согласованию с органами образования и по заключению Центра госсанэпиднадзора.
Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 21.05.2002 N 818-ра
"О проведении в Санкт-Петербурге Всероссийского финального конкурса-соревнования юных велосипедистов "Безопасное колесо-2002"В связи с обращением Министерства внутренних дел Российской Федерации о проведении в июне 2002 года в Санкт-Петербурге Всероссийского финального конкурса-соревнования юных велосипедистов "Безопасное колесо-2002" (далее - Конкурс), в целях дальнейшего совершенствования деятельности Главного управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, пропаганды среди детей норм и правил, действующих в сфере дорожного движения, привлечения детей и подростков к пропаганде правил дорожного движения среди сверстников, выявления и распространения новых форм и методов профилактической работы с детьми, снижения уровня детской преступности и безнадзорности:
"О проведении в Санкт-Петербурге Всероссийского финального конкурса-соревнования юных велосипедистов "Безопасное колесо-2002"В связи с обращением Министерства внутренних дел Российской Федерации о проведении в июне 2002 года в Санкт-Петербурге Всероссийского финального конкурса-соревнования юных велосипедистов "Безопасное колесо-2002" (далее - Конкурс), в целях дальнейшего совершенствования деятельности Главного управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, пропаганды среди детей норм и правил, действующих в сфере дорожного движения, привлечения детей и подростков к пропаганде правил дорожного движения среди сверстников, выявления и распространения новых форм и методов профилактической работы с детьми, снижения уровня детской преступности и безнадзорности:
Статья: Гармонизация уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за грубые нарушения Правил дорожного движения РФ (ст. 264.1 - 264.3 УК РФ)
(Щетинина Н.В., Первухин А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3)Сказанное в совокупности позволяет сделать вывод о необходимости и допустимости консолидации уголовно-правовых запретов, предусмотренных ст. 264.1 - 264.3 УК РФ в рамках единичных сложных составов преюдирующих транспортных преступлений (с административной и уголовной преюдицией) с альтернативными признаками. Это устранит условия для нарушения принципов справедливости и равенства, а также позволит повысить эффективность уголовно-правовой политики в борьбе с грубыми нарушениями ПДД РФ.
(Щетинина Н.В., Первухин А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3)Сказанное в совокупности позволяет сделать вывод о необходимости и допустимости консолидации уголовно-правовых запретов, предусмотренных ст. 264.1 - 264.3 УК РФ в рамках единичных сложных составов преюдирующих транспортных преступлений (с административной и уголовной преюдицией) с альтернативными признаками. Это устранит условия для нарушения принципов справедливости и равенства, а также позволит повысить эффективность уголовно-правовой политики в борьбе с грубыми нарушениями ПДД РФ.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Совокупный анализ положений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) позволяет выделить некие разновидности перечисленных категорий участников дорожного движения: велосипедисты, погонщики и др. <55>
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Совокупный анализ положений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) позволяет выделить некие разновидности перечисленных категорий участников дорожного движения: велосипедисты, погонщики и др. <55>
Статья: Административно-правовой рецидив в ракурсе противодействия дорожно-транспортным преступлениям (статьи 264.1, 264.2, 264.3 УК РФ)
(Прохоров Л.А., Собин Д.В., Шаманова Е.А.)
("Российский следователь", 2024, N 12)Думается, что данный подход порождает некоторые проблемы в противодействии этим видам правонарушений <6>. Так, согласно статистике, увеличение совокупного числа анализируемых правонарушений объективно связано с ежегодным ростом количества преступных дорожно-транспортных происшествий. Соответственно, нарушение Правил дорожного движения как пограничное правонарушение порождает и проблемы в вопросах формирования модели их предупреждения. Самым, пожалуй, опасным нарушением следует признать управление транспортным средством в состоянии опьянения. Статистика свидетельствует, что увеличение числа правонарушений, совершаемых в состоянии опьянения, объективно коррелируется с ежегодным ростом числа преступных нарушений Правил дорожного движения <7>.
(Прохоров Л.А., Собин Д.В., Шаманова Е.А.)
("Российский следователь", 2024, N 12)Думается, что данный подход порождает некоторые проблемы в противодействии этим видам правонарушений <6>. Так, согласно статистике, увеличение совокупного числа анализируемых правонарушений объективно связано с ежегодным ростом количества преступных дорожно-транспортных происшествий. Соответственно, нарушение Правил дорожного движения как пограничное правонарушение порождает и проблемы в вопросах формирования модели их предупреждения. Самым, пожалуй, опасным нарушением следует признать управление транспортным средством в состоянии опьянения. Статистика свидетельствует, что увеличение числа правонарушений, совершаемых в состоянии опьянения, объективно коррелируется с ежегодным ростом числа преступных нарушений Правил дорожного движения <7>.
Статья: Особенности собирания исходных данных при производстве следственного эксперимента по делам о транспортных преступлениях
(Ильин Н.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 12)<4> См., например: Методика расследования происшествий на железнодорожном и авиатранспорте / В.Г. Малинин, В.М. Федоров, К.А. Шамраев; под общ. ред. В.А. Морозова. М.: Инфра-М, 2001. С. 82 - 87; Давыдов М.В. Особенности подготовки и проведения следственного эксперимента при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Научный портал МВД России. 2014. N 2. С. 21 - 28.
(Ильин Н.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 12)<4> См., например: Методика расследования происшествий на железнодорожном и авиатранспорте / В.Г. Малинин, В.М. Федоров, К.А. Шамраев; под общ. ред. В.А. Морозова. М.: Инфра-М, 2001. С. 82 - 87; Давыдов М.В. Особенности подготовки и проведения следственного эксперимента при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Научный портал МВД России. 2014. N 2. С. 21 - 28.
Статья: О понятии "цифровые технологии надзора за безопасностью дорожного движения"
(Прокопов М.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Важнейшей прорывной современной информационной технологией в сфере государственного управления А.В. Мартынов называет единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме <7>. Названная информационная технология позволяет путем бесконтактного общения между гражданами и должностными лицами получать различные виды государственных услуг (получать водительское удостоверение, оплачивать штрафы за нарушение Правил дорожного движения, направлять экземпляры постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, и др.).
(Прокопов М.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Важнейшей прорывной современной информационной технологией в сфере государственного управления А.В. Мартынов называет единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме <7>. Названная информационная технология позволяет путем бесконтактного общения между гражданами и должностными лицами получать различные виды государственных услуг (получать водительское удостоверение, оплачивать штрафы за нарушение Правил дорожного движения, направлять экземпляры постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, и др.).